Учитель и учащиеся.

На самосознание подростков оказывают влияние взрослые не только в лице родителей, но и в лице учителей.

В начале подросткового возраста это влияние усиливается, так как при переходе в пятый класс появляется новый состав учителей, разных по стилю, требованиям. Подростку очень трудно быстро адаптироваться к новой абстановке.

Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Идеальный ученик в его понимании - тот, кто всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к знаниям, никогда не нарушает дисциплину на уроках. В противоположность образцу школьника, идеального во всех отношениях, существу

ет другой: ленивый, пассивный, непослушный, враждебно настроенные к школе и к учителю.

Поскольку интерес к себе у подростка обострен, подросток очень чуток к оценке взрослыми отдельный качеств его личности, интеллекта, способностей. Он отличается большой ранимостью и часто болезненной реакцией на любые критические замечания по отношению к нему. Иногда критические замечания попадают на почву неуверенности к себе, в своих возможностях и способностях. Подобные ситуации вызывают сильные переносимые только в себе аффективные переживания в виде обиды и тоски, к потере

уверенности в себе. Эти переживания в виде перечисленных выше аффектов, возникшие в момент обостренной эмоциональности могут скрыто сохранится у подростков и в дальнейшем стать одним из устойчивых состояний их психики.