Роль мышления в становлении самосознания.

Чтобы понять роль мышления в становлении самосознания, надо проследить изменения в психике детей младшего школьного возраста, которые подводят к возникновению нового уровня самосознания в начальном подростковом возрасте.

Учебная деятельность в младшем подростковом возрасте является ведущей, т.е. той, в которой формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний. Возникающие здесь новообразования являются существенными для понимания тех изменений, которые происходят в сознании и личности детей подросткового возраста.

Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. А это означает закономерную перестройку и самого сознания. Становясь доминирующей функцией, мышление начинает определять работу и всех других функций сознания, интегрируя их для решения стоящих перед субъектом задач.

Таким образом, в младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в самосознании. До обучения оно, опираясь на непосредственный жизненный опыт, оперирует либо конкретными образами и представлениями, либо своеобразными эквивалентами понятий, данными в форме неосознаваемых ребенком чувственных обобщений. В процессе школьного обучения оно преобразуется в мышление теоретическое, в основе которого лежит оперирование понятиями.

Усваивая знания, школьник учится процессу образования понятий, т.е. овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе выделения существенных связей и отношений, т.е. он овладевает умением рассуждать в собственно теоретическом плане.

Выработка понятий требует от школьника активности, направленной на решение поставленной перед ним учебной задачи; иначе говоря, этот процесс в известном смысле является творческим. Усвоение знаний в школе потому и способствует образованию понятий и развитию теоретического мышления, что требует от школьника анализа причин соответствующих явлений, понимания закономерностей, которые их связывают, а также осознания тех способов мышления, которые приводят его к правильным выводам. В этом движении школьник сначала начинает осознавать систему предложенных ему рассуждений, а затем и свой собственный процесс мышления.

Возникновение и развитие теоретического мышления, опирающегося на научное понятие, служит источником для многих изменений в психике школьника, наиболее полно выраженных в период подросткового возраста. Оно позволяет подростку овладевать новым содержанием, формирует новый тип познавательных интересов, порождает более широкий взгляд на мир и - что, самое главное, приводит к возникновению рефлексии - умению “направить мысль на мысль”, а также на познание своих собственных психических процессов и всех особенностей своей личности. Это и определяет формирование у него нового самосознания.

Таким образом, физические изменения и изменения, происходящие в психике, активизируют у подростка интерес к себе, стимулируют появление новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения под которыми он себя рассматривает.