Развитие графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой

В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следую- щие критерии оценки рисунков детей и уровни развития изобразительных умений: 1. Оригинальность 0 баллов – традиционный образ, схематичное изображение; 1 балл – дополнение традиционного образа некоторыми деталями; 2 балла – нестандартное решение. 2. Особенности пропорций 0 баллов – пропорции не соблюдаются, изображение только на плоскости; 1 балл – соблюдение пропорций только при изображении отдельных предметов, выделение "фигуры" и "фона"; 2 балла – соблюдение пропорций при использовании некоторых приемов изображения перспективы. 3. Выразительность 0 баллов – несоответствие образа поставленной цели, отсутствие выразительных черт, деталей 4 1 балл – дополнение образа несколькими выразительными деталями ; 2 балла – образ полностью соответствует поставленной цели, разнообразие деталей.

Низкий уровень - 0-2 балла ; Средний уровень - 3-4 балла ; Высокий уровень - 5-6 баллов. Констатирующий этап эксперимента состоял из 2-ух занятий. Цель констатирующего этапа – выявить начальный уровень развития выразительности графических образов в рисунках детей, оригинальности изображения. На 1-ом занятии детям предложили нарисовать какое-либо здание, дом. Оказалось, что образы, созданные детьми, довольно схематичны, в основном дети использовали традиционный графический образ ("избушка"), отсутствуют выразительные детали. Результаты анализа рисунков представлены на диаграмме № 1. Диаграмма № 1 - низкий уровень - средний уровень - высокий уровень

78% 22% 0%

В результате анализа детских рисунков: низкий уровень – 14 рисунков; средний уровень – 4 рисунка; высокий уровень – нет рисунков. На втором занятии мы предложили детям другое задание – нарисовать сказочный дом. Такое задание, на наш взгляд, предполагает создание необычного, непохожего на другие, выразительного образа. Однако, при изменившейся задаче изображения дети в основном воспроизвели тот же, усвоенный ими, образ, который в некоторых случаях дополняется отдельными деталями. Новый образ появился только в одном случае (замок). Результаты анализа рисунков представлены в диаграмме № 2.

Диаграмма № 2 - низкий уровень - средний уровень - высокий уровень

61% 33% 6%

В результате анализа рисунков: низкий уровень – 11 рисунков; средний уровень – 6 рисунков; высокий уровень – 1 рисунок. Для того, чтобы выяснить представления детей об архитектурных сооружениях, нами была проведена беседа. Детям задали вопросы: какой формы бывают архитектурные сооружения? Какие детали здания вы знаете? Чем сказочные дома отличаются от реальных? Дети сказали, что дома бывают квадратные и прямоугольные; назвали части дома: стены, крыша, окна, двери, балкон, антенна. На вопрос, чем отличаются обычные дома от сказочных, дети ответить затруднились. Таким образом, можно сделать выводы: в изображении детьми архитектурных сооружений наблюдается шаблонность. Изменение задачи изображения не побуждает детей искать новый, оригинальный образ. Дети лишь добавляют к готовым образам новые детали. Неумение создавать сказочные образы архитектурных сооружений может объясняться недостаточным художественным опытом детей, невниманием педагогов к этим образам. Формирующий этап эксперимента состоял из 2-х серий занятий, направленных на ознакомление детей с разнообразием сказочных архитектурных образов, разнообразием их формы и деталей. Занятия включали в себя следующие виды деятельности: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, рисование. Нами были подобраны произведения художественной литературы – народные и авторские сказки, в которых дается описание необычных домов, иллюстрации к этим произведениям. Общие задачи занятий первой серии: вызвать у детей эмоциональный отклик на художественные образы иллюстраций, познакомить детей с вариативностью формы зданий (дома в виде горшка, дерева, яйца, часов), учить детей видеть необычность архитектурных образов.

Перейти на страницу: 1 2 3