Средства обучения

К сожалению, учебник не лишен недостатков. Отдельные лабораторные работы, предложенные в учебнике, слишком легки для познавательных возможностей старшеклассников, другие тру4дно выполнимы (лабораторные работы 1,7; 5, 12-15).

Приложение в учебнике включает всего лишь 3 таблицы. Последовательность подачи таблиц не приведена в строгое соответствие с логикой изложения основного содержания учебника.

Школа впервые получила добротный учебник для углубленного изучения биологии. Учитель приобрел возможность дифференцированно организовывать работу с учащимися, а ученик – настольную книгу, которая позволит ему более глубоко разобраться в проблемах биологии, а также окажет существенную помощь при подготовке к выпускным экзаменам в школе или к вступительным экзаменам в институт. [43]

Учебник для 10-11 классов средн. Школы / Под ред. Д. К. Беляева, Ф. О. Рувинского. М.: Просвещение, 1991 г.

Расположение материала в данном учебнике иное, чем в учебнике «Общая биология» Под ред. Ю. И. Полянского.

Учебник начинается методической статьей, в которой даны общие рекомендации по работе с книгой, а также условные обозначения, используемые в тексте.

Во «Введении» приводится определение биологии как науки, выделены основные признаки живого, разобраны уровни организации жизни, важнейшие методы изучения биологии. В заключительной части «Введения» кратко рассказывается о значении биологии в жизни человека.

Раздел III – «Основы генетики и селекции» - включает 3 главы. Следует отметить четкое описание гибридологического метода исследования, разработанного Г. Менделем. Основные закономерности наследования изложены достаточно традиционно. Понять причины сцепленного наследования признаков помогают приведенные на рисунке генетические карты двух хромосом томата. В самостоятельный параграф выделены вопросы взаимодействия генов и цитоплазматической наследственности. Главы заканчивается параграфом, посвященным взаимодействию организма и среды при формировании признака. В нем рассматриваются особенности наследования качественных и количественных признаков, дается определение нормы реакции.

Классификация изменчивости приведена в отдельной главе. Здесь кратко описана модификационная изменчивость, введено понятие генотипической изменчивости с подразделением ее на мутационную и комбинативную, показаны источники рекомбинаций генов при половом размножении.

В этой главе рассматриваются также вопросы медицинской генетики. Представляется оправданным выделения самостоятельного параграфа «Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека», в котором показаны генетические основы ряда заболеваний, нежелательность близкородственных браков, роль медико-генетического консультирования в профилактике наследственных болезней.

Заключительная глава раздела посвящена успехам советской селекции. Здесь кратко изложено происхождение культурных растений и домашних животных, разобраны основные методы селекции, в самостоятельном параграфе показаны современные достижения ответственных селекционеров.

В конце учебника имеется указатель терминов и лабораторной практикум. Практикум включает 9 лабораторных работ. Лабораторные работы «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» и «Изменчивость, построение вариационного ряда вариационной кривой» представлены в двух вариантах.

Несомненными достоинствами являются удачное расположение тем, наличие большого методического и справочного материала, лабораторного практикума, ясность и краткость изложения многих сложных вопросов.

В тоже время в учебнике есть недостатки и неточности, которые необходимо исправить в следующих изданиях. Прежде всего, не всегда четко разграниченные понятия [13].

Перейти на страницу: 1 2 3