Нравственная культура.

Лишь единство интеллектуального, эмоционального , нравственного развития делает человека способным к прекрасным , возвышенным формам душевного состояния , которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять , это чувства патриотизма, любви к природе, людям , Родине.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви , благодарности ,а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения , если они предшествуют нравственным поступкам , - как тени , появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей , утверждал Песталоцци.

Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.

Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека , отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело , да ничего сделать не может ,потому что у него нет воли: а у того страшная воля , да слабая голова , и из его деятельности выходит или вздор , или зло.

Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника . Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом , ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие , трусость и лень.

В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на анкету , позволяющую оценить уровень развития волевых качеств .

Именно достижение цели , преодоление препятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство. Бывает , что стремление добиться чего-либо , настоять на своём «я» приобретает болезненный характер и становиться более важным , чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя – Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство – нецелесообразная настойчивость – отрицательное качество личности. Развивая волю , надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни – законе целесообразности.

Проводимые в школе факультативы этики и эстетики , позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту , узнать о чести и долге , справедливости и о манере общения.

Необходимо учащимся знать , что прийдя в трудовой коллектив , первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение , соблюдая следующие правила.

1.Важно научиться слушать другого человека , не перебивая его во время разговора.

2.Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и , только получив от него подтверждение , что его мысль понята , может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях , когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.

3.Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом хорошие качества.

Важно быть щедрым на похвалу , высоко оценивать истинные достоинства людей.

4.Нужно быть внимательным к людям .Говорят : лучше лишить человека пищи , чем внимания.

5.Общение – это воспитание полезных привычек , тренировка поступков , достойного поведения. Поэтому в общении всё важно : как вы одеты , как сидите , как ходите , танцуете , разговариваете с соседями.

Всё это и многое другое формирует детский характер.

Анализ вышесказанного показывает , что с социально – эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно прежде всего включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности , как общественно- политическая , патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

Перейти на страницу: 1 2