Экологическая культура.

Эта потребность побуждает новых и новых людей разобраться в экологической обстановке, уяснить причины её неблагополучия , осмыслить способы её улучшения, а тем самым «выводит» на экологические знания, стимулирует овладение ими.

В какой мере эта тенденция проявляется в молодёжном сознании ? Ряд социологических исследований «Молодёжь и окружающая среда» проведённых группой специалистов в том числе Ю.П.Ожеговым и Е.В.Никоноровой ,и изложенных в книге «Экологический импульс», даёт следующие результаты.

Отвечая на вопрос : « Считаете ли Вы необходимым углублять свои экологические знания ?» – 69,6% опрошенных юношей и девушек заявили «да». В их числе 77,6 % школьников , 70 % студентов ,68,2 % учащихся профтехучилищ. Не видят необходимости в углублении своих знаний 10,2 % опрошенных и 2,6 % - затруднились ответить на вопрос , так как не задумывались над ним или не выработали определенного мнения.

В анкету был включен вопрос : « если вы считаете необходимым углублять свои экологические знания , то для чего Вам нужны они?». Далее следовали девять вариантов ответа на вопрос. Итак, что же побуждает молодёжь обращаться к различным источникам знаний о состоянии природной среды , причинах её защиты от загрязнений и т.д.?

Самое высокое место в иерархии занял мотив , выраженный в ответе: «Эти знания мне нужны для общего развития».Такой ответ дали около 30 % юношей и девушек , в том числе 39,6 % школьников , 37 % учащихся ПТУ.

На второе место вышел ответ: « Такие знания помогают самостоятельно разбираться в экологической обстановке» – 24,2 % опрошенных (31,5 % школьников , 26 % - студентов , 18,2 % - учащихся ПТУ ).

Третьим по степени распространения оказался мотив сформулированный в ответе: « Экологические знания являются одним из условий здорового образа жизни». Этот вариант ответа отметили 16,1 % респондентов. Из них –18 % - школьников и студентов , 13,3 % - учащихся училищ.

Четвёртую позицию занял ответ : « Эти знания необходимы для удовлетворения интереса к жизни природы»,- собравший 15,5 % голосов ( 23 % - студентов, 17 %- школьников, 12 % учащихся ПТУ).

Лишь на пятом месте оказался мотив , производный от ярко выраженной практической потребности : «Эти знания нужны для того, чтобы с пониманием участвовать в экологической деятельности».

Этот вариант ответа выбрали 14,3 % опрошенных ( 20 % - студентов, 15,1 % - школьников, менее 5 % учащихся ПТУ ).

Шестое место занял ответ : «Эти знания входят в изучаемые мною в школе (ПТУ, техникумах, вузе) учебные предметы и курсы. Здесь возникает недоумение : почему лишь 18,5 % учащихся ПТУ , 13,7 % школьников , менее 6,6 % студентов испытывают тягу к учебному материалу , несущему экологическую информацию, или , на худой конец, хотя бы вынуждены осваивать его ? Не потому ли , что во многих учебных заведениях явно недостаёт такого материала , или же преподносится он так , что не может пробудить интерес учащихся.

Острую тревогу вызывает то , что только седьмое место занял мотив, порождаемый профессиональными запросами реальной или будущей деятельности. Всего лишь 7,4 % опрошенных выбрали вариант ответа : «Экологические знания требуются по роду производственной деятельности».

Эти цифры – наглядное свидетельство того, сколь слабо ещё экологизирована , то есть сопряжена с задачами охраны природы ; рационального использования её ресурсов ; профессиональная деятельность учащихся.

Экологизация современного познания, обусловленная общественными потребностями, выдвигает задачу – придать системе образования экологическую ориентацию. Научное знание лежит в основе образования . в том числе и экологичес-кого.Из этого исходят и международная программа Юнеско – ЮНЕП по образованию в области окружающей среды и программы экологического всеобуча , разрабатываемые в нашей стране.

Перейти на страницу: 1 2 3