Выбор форм обучения

Эффективность профессионального обучения в значительной степени зависит от того, кто его осуществляет. В этом отношении организация может выбрать один из следующих вариантов:

1.

Способствовать организации самостоятельного обучения сотрудников.

2.

Осуществлять обучение на рабочих местмх, используя в качестве преподавателей и тренеров наиболее опытных сотрудников компании. Статья с сайта

3.

Использовать возможности собственного учебного центра.

4.

Прибегнуть к услугам специализированных тренинговых компаний.

5.

Использовать возможности системы дополнительного образования (как отечественного, так и зарубежного).

6.

Использовать несколько или все указанные варианты в комбинации.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных вариантов.

1. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Самостоятельное обучение персонала является одним из важнейших источников развития организации. Оно представляет собой систему и процесс приобретения необходимых знаний, навыков и умений путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне его.

Самостоятельное обучение часто недооценивают. На самом же деле оно эффективно с той точки зрения, что обучаться самостоятельно может только человек организованный, усердный, требовательный к себе, с высоким уровнем личностного потенциала и внутренней мотивации, человек, осознающий значимость своего развития. Поэтому именно этот вид обучения может быть чрезвычайно эффективным. Однако для этого необходимо наличие ряда условий. С.В. Шекшня в своей книге «Управление персоналом современной организации» пишет, что «самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения – для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время…». Однако, на мой взгляд, самообучение не сможет принести организации необходимых результатов, если она не будет принимать в этом процессе никакого участия. Роль организации в самообучении персонала должна состоять в следующем:

1). Организация в лице службы управления персоналом должна развивать у персонала навыки самостоятельного обучения, т.е. «учить учиться». Основными атрибутами грамотно организованного обучения являются наличие цели, письменного плана, выделение приоритетов.

2). Чрезвычайно важным является мотивация самообразования, связанная с созданием системы стимулов к обучению.

3). Необходимо предоставить своим сотрудникам все условия и средства для самообучения:

* выделение специальных помещений;

* обеспечение специализированной учебной, справочной и методической литературой, а также периодическими изданиями, мультимедийными компьютерными курсами[7], выходом в интернет;

* предоставление сотрудникам возможности посещать семинары, конференции, симпозиумы, курсы и т.д.;

* делегирование сотрудников на различные выставки и ярмарки;

* частичные или полные компенсации личных затрат сотрудников на обучение;

* предоставление оплачиваемых учебных отпусков и т.д.

Выделяют две системы самостоятельного профессионального обучения:

1. Целиком самостоятельная, которая требует от человека соответствующих организационных навыков и умений.

2. Комбинированная, для которой характерно сочетание как самостоятельной работы, так и использование тех и или иных организационных форм (проведение тематических семинаров, консультаций, обсуждений, участие в работе какого-либо совета, научного общества и т.д.)

Интересна классификация работников по критерию отношения к самостоятельному обучению, предложенная Е. Комаровым [21]. Он выделяет три типа таких работников:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6