Воспитание в раннем возрасте

Уже на 7-м месяце малыш начинает понимать, чего от него требуют, и спокойно подчиняется или капризно сопротивляется. Ласково, но твёрдо капризы, сопротивления пресекаются. А он всё настойчивее стремиться добиться своего, что у многих младенцев получается. Ещё в самом малом, но уже неуклонно требования взрослых игнорируются, а его – выполняются. Он пытается подчинить себе мать.

Ребёнок в этом возрасте тонко различает ласковый и сердитый тон. Значит, пришло время похвалить его или показать, что им недовольны. Следует укрепить столь важное понимание – когда им довольны, а когда нет. При неправильном воспитании в 8 – 9 месяцев ребёнок может истерически изгибаться и кричать в манеже. В таком случае необходимо быть твёрдым. Следует помнить: ребёнок никогда и ничего не должен добиться истерикой. Один, два раза родители стерпят, выдержат истошный крик, но малыш не получит желаемого, и истеричность исчезнет, не получив подкрепления. Лучше уйти из комнаты, где буйствует ребёнок. Без зрителей истерика, всегда рассчитанная на них, прекращается. И, конечно, родители, когда ребёнок в истерике, всем своим видом демонстрируют недовольство им. Родителям часто приходится проявлять твёрдость. Ребёнок с младенчества должен усвоить, что, если он переходит грань допустимого, любящие, ласковые, добрые родители становятся суровыми. Это важный рычаг воспитание. Ласка – всегда поощрение и знак для ребёнка: всё хорошо, так себя и надо вести. Родители вдруг становятся строгими – стало быть, они огорчены им. Малыш пытается настоять на своём, однако родители непреклонны и серьёзны. И он уступает, получая урок: за определённую черту переходить нельзя. Воспитывать надо поощряя, но и твёрдо настаивая на своём в случае необходимости. И тогда ребёнок очень рано уловит смысл слов «можно» и «нельзя», как и научится понимать просьбу «подожди». Если такое понимание будет воспитано вовремя, не придется прибегать к наказаниям, когда малыш подрастёт. Необходимость в наказании – свидетельство уже упущенного в воспитании. Ребёнка, правильно воспитанного с самого раннего возраста, наказывать не приходится. Наказание – всегда перевоспитание. Наказание – всегда насилие, беда для родителей и для ребёнка. Это уже борьба между ними. Хорошо воспитанный ребёнок не подаёт повода для наказания. И если пришла такая необходимость, нужно помнить следующее. Наказание никогда не должно оскорблять, унижать, запугивать ребёнка. Детей никогда не следует бить. Наказание – всегда демонстрация глубокого огорчения родителей поведением ребёнка. Такая демонстрация уже наказание, если он любит родителей и они авторитетны для него. Наказание – всегда лишение ребёнка того, чего он более всего хочет, что ценит, демонстрация презрения не к нему, а к его поступку, изменение отношения к нему. От него отворачиваются. С ним обращаются сухо, говорят только по делу до тех пор, пока он не заслужит возвращения к нему доверия и прежнего сердечного отношения. Унижающее, запугивающее, причиняющее боль наказание ни к чему хорошему не приводит и ничего не решает. Поскольку в необходимости наказать ребёнка виноваты и родители (просчёт воспитания), лишение касается всех – все не идут на прогулку, все не смотрят интересную передачу, как бы говоря о проступке: вот как всё огорчительно, вот к каким последствиям это приводит. Переживания, связанные с наказанием, подвигают ребёнка и к раннему постижению чувства стыда.

Если понятное, справедливое «хочу» и «не хочу» удовлетворяется, ребёнок поймет разумность, справедливость «нельзя» и «надо». В начале он воспримет это не осознаваемо, затем как осознанную категорию. «Нельзя» и «надо» войдут в его плоть и кровь, превратятся в стержень чувства собственного достоинства, которое будет ущемляться как раз тогда, когда человек вынужден переступить через упомянутые понятия. Самостоятельность проявится больше в самоограничении «нельзя» и в выполнении «надо», чем в достижении запретного «хочу» и в преодолении «не хочу», если «надо». И только в таком случае нет причин для возникновения нервности или трудности. В «можно» и в «нельзя» не должно быть разногласия у взрослых, если они есть – тогда нет воспитания.

Перейти на страницу: 1 2