Групповая социальная работа на примере деятльности социальных работников в США

Постепенно те люди, которые проводили работу с группой, вошли в профессиональный цех социальных работников, - тогда стали говорить о “групповой социальной работе”. Это понятие означает работу по решению проблем групп лиц, семей, и пр., и в ней участвуют от 6 до 10% всех социальных работников. В настоящее время профессионалы исполь­зуют термин "практика социальной работы с группами". Эта работа яв­ляется частью социальной работы как таковой.

Как отмечает Х.Филлипс (1957),"отличительная особенность метода групповой работы состоит в том, что акцент делается на взаимоотно­шениях в группе; групповая работа неизбежно отождествляется с про­цессом взаимодействия между членами группами, сознательно стимули­руемым и направляемым социальным работником".

Социальная групповая работа приобрела широкий размах, когда шко­лы социальной работы создали учебную программу, охватывающую раз­личные методы (работу по решению проблем индивидов и семей, группо­вую работу и общинную организацию).

Как говорит Г.Вильсон (1976), "исторически большинство организа­ций, которые признавали группу (семью, естественные и созданные груп­пы) в качестве единицы для оказания услуг, ставили своей целью:

1)Изменить социальные условия жизни бедных;

2)Создать условия и такую расстановку сил, при которых обслуживаемые люди могут развить демократические, социальные и моральные качества;

3)Дать людям возможность эмоционально приспособиться к ситуациям, в которых они очутились".

Г.Вильсон считает, что эти агентства "сосредотачивают своё внима­ние на проблемах людей, а не на людях с проблемами", имея в виду, что "агентства, в центре внимания которых были люди, пытались помочь конкретным лицам независимо от того, какие у них проблемы, в то вре­мя как агентства, в центре внимания которых были проблемы, оказывали помощь конкретным людям с конкретными проблемами". В США сегодня практическая групповая работа перешла в основном в ведение агентств, в центре внимания которых находятся проблемы.

В США практический работник рассматривается по отношению к кли­ентам как работник, а не как руководитель или помощник. Работник не руководит группой. Он скорее "создавал возможности; его обязанности входило помогать группе выбрать своих собственных лидеров и выра­ботать порядок принятия решений, а также оказывать влияние на раз­витие демократических групповых норм. Работник начинает с "того, что делала группа до него", и, по мере того как со временем группа раз­вивалась, занимал всё менее заметное место. Иногда работники высту­пают в роли советчиков. Они направляют внимание членов группы на более широкие социальные проблемы, которые оказывали влияние на их повседневную жизнь, и помогали им предпринимать необходимые соци­альные действия. Как свидетельствует практика, работники высоко ценили способность к самоопределению, групповую самостоятельность, взаимопомощь и заботу об общем благе.

С самой первой встречи членов группы работник думает о том, что­бы в результате его работы группа перестала нуждаться в нём. Это означает, что работник пытается дать возможность группе расширить свою самостоятельность, с тем, чтобы продолжать работу как группа взаимопомощи и взаимной поддержки, после того как он сам либо ус­транится полностью, либо станет выступать в роли консультанта или спонсора. Суть такой установки хорошо передаёт фраза: "Встреча с работником является лишь эпизодом в жизни клиентов". Жизненные про­цессы, в которые работник "включается и на которые оказывает ограниченное воздействие, происходили в течение долгого времени до него и будут продолжаться после его ухода".

Перейти на страницу: 1 2