Методы работы социального педагога

Завершая разговор о деятельности социального педагога, сле­дует остановиться на его методах работы. Их диапазон также мно­гообразен; рассмотрим первостепенные.

Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а об­щение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постарать­ся узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребя­тах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки по­могут обратить внимание и на пассивных.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или ре­зультаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Поможет составить представление о ребенке изучение ею био­графии, его поступков и мотивов.

Исследователи выделяют еще метод социометрии, при ко­тором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состоя­ния ребенка.

При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследо­ватели называют «ядром ребенка».

Мы рассмотрели только несколько вопросов деятельности социального педагога. Хочу только подчеркнуть, что в практике, педагога бывают и успехи и много ошибок. Последние — и по неопытности, и по незнанию, но самое страшное, если они произошли из-за недобро­совестности. Ошибки случаются когда преувеличивается роль вос­питателя, когда подавляется личность ребенка или когда воспита­тель идет «за учеником», что ведет к цинизму подростка. Но об­щей, точнее, характерной ошибкой является несдержанность и нео­боснованные запреты.