Вывод

Приведенные классификации показывают, что педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К основным умениям педагогической деятельности, обеспечивающим учителю квалифицированное осуществление учебного процесса, можно отнести:

ü ориентационные;

ü академические;

ü перцептивные;

ü мобилизационные;

ü организационные;

ü коммуникативные;

ü гностические;

ü дидактические;

ü конструктивные;

прикладные;

умения педагогического мышления;

умения педагогической техники;

речевые;

исследовательские умения.

Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции учителя можно составить профессиограмму.

Психолого-педагогические умения

читать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу.

самостоятельно анализировать педагогические явления

анализировать передовой педагогический опыт.

проводить самоанализ

проявлять эмпатию к учащимся

организовать себя, управлять своим состоянием

Профессионально-личностные качества

потребность в самопознании

самостоятельность

трудолюбие и прилежание

самокритичность

дисциплинированность

культура поведения и общения

Частно-методические умения

планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности

1. стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы

2. анализировать уроки и внеклассные мероприятия

3. оценивать действия школьников и свою работу

4. разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям

5. мобилизовывать учащихся на познавательную деятельность

II. Коммуникативно-организаторские умения

1. устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами;

2. создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников;

3. регулировать внутриколлективные отношения школьников;

4. ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение;

5. уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.

III. Исследовательские умения

1. выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования;

2. подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива;

3. иметь представление об инновационных технологиях по своей специальности;

4. организовать эксперимент;

5. обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.