Целеполагающие функции.

Исследователи, занимающиеся функциональной структуры педагогической деятельности учителя, отмечают ведущую роль коммуникативно-обучающей функции

и выделяют в ней информационно-ориентирующий, мотивационно-стимулирующий и контрольно-коррегирующий компоненты (1).

Информационно ориентирующий компонент коммуникативно-обучающей функции обеспечивается следующими умениями:

а) ориентировать учеников относительно связи между языком и культурой страны изучаемого языка, особенностями проявления национальной специфики в социокультурном поведении её представителей;

б) ориентировать учащихся относительно черт сходства и различия в культурах родной и чужой страны.

Мотивационно-стимулирующий компонент коммуникативной функции включает умения создать у учащихся внутреннюю потребность пользоваться иностранным языком как средством общения в ситуациях опосредственной и непосредственной межкультурной коммуникации:

а) путём включения аутентичных материалов (текстов, стихов, песен, видеоматериалов и др.) в процесс изучения языка;

б) путём использования активных форм обучения (проблемных заданий, ролевых игр социокультурной направленности), способствующих более эффективному усвоению особенностей иноязычной культуры;

в) путём привлечения учащихся к различным видам внеклассной работы по иностранному языку (культурно-страноведческие викторины и конкурсы, переписка с зарубежным другом и др.) для развития интереса, повышения мотивации к изучению иностранного языка и реализации его коммуникативных, образовательных и воспитательных задач.

Контрольно-коррегирующий компонент базируется на следующих методических умениях:

а) выделять цели, формы и виды контроля при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения;

б) планировать и осуществлять текущий, обучающий и итоговый контроль речевых навыков и умений учащихся с целью выявления уровня владения иностранным языком как средством межкультурного общения.

в) объективно и мотивированно оценивать учебно-коммуникативную деятельность учащихся.

Развивающая функция

предполагает умение учителя намечать пути формирования и развития интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной сфер личности учащихся, их познавательных способностей с учетом выявленных возможностей, специфики содержания и процесса обучения иностранному языку и во внеклассной работе, формировать умение учащихся работать самостоятельно. Эта функция реализуется учителем в единстве с коммуникативно-обучающей, коммуникативно-воспитывающей функциями.

Воспитывающая функция

формируется с нравственным, этическим и патриотическим воспитанием учащихся в учебном процессе и во внеклассной работе средствами иностранного языка с учетом экстралингвистической, страноведческой информации.

Развивающая и воспитывающая функции реализуются с помощью следующих умений:

а) путём использования аутентичных материалов в учебном процессе для расширения кругозора, развития памяти, воображения, интеллектуальных способностей учащихся, формирования у них умения анализировать и выделять черты сходства и различия в родной и изучаемой культурах;

б) формировать у учащихся умения самостоятельно познавать незнакомую культуру, используя лингвострановедческие словари, разнообразную справочную литературу, средства массовой информации;

в) воспитывать учащихся в духе уважения, симпатии к народу – носителю изучаемого языка, а также его социокультурным ценностям;

г) воспитывать в учащихся глубокое уважение к национальным традициям, обычаям, культурному достоянию родной страны.