Система проверки знаний и умений в 5-6 классах

Недостатки проверки и учета знаний по истории в 5-6 классах.

В содержании и организации проверки знаний учащихся 5-6 классов наблюдаются серьезные недостатки:

  1. Нередко проверка знаний ограничивается предложение воспроизвести текст учебника или вопросами, требующими односложных ответов учащихся.
  2. Работа с учащимися, вызванными к доске или карте, проводится без активного участия остального класса: школьники не вносят исправлений и дополнений к ответам своих товарищей.
  3. Ответы учащихся учитель не рецензирует.
  4. Не соблюдается дифференцированный подход к учащимся в проверке знаний.
  5. Проверка подчас проводится только по содержанию предыдущего урока и не связана с повторением пройденного ранее.
  6. Задания и вопросы к параграфам учебников, рассчитанные на самостоятельное осмысление материала, на проверку и самопроверку учеников, и развитие умений учащихся мало используются.
  7. Дополнительные вопросы учащимся иногда не связывают с основной тематикой урока и служат лишь формальной проверке знания хронологических дат и исторической карты, в то время как они могут и должны быть направлены на повторение текущего материала.
  8. Некоторые учителя спрашивают каждого ученика только 1-2 раза в четверть.
  9. Иногда учителя затрачивают на проверку знаний свыше половины времени на уроке; это наносит серьезный ущерб изучению нового материала, усвоению которого в основном переносится на домашнюю работу школьников.

Необходимо дальнейшее усовершенствование методики проверки знаний по истории.

Основные формы проверки и учета знаний в 5-6 классах.

В 5-6 классах эффективно используются разнообразные формы проверки и учета знаний и умений учащихся.

Вызов учащихся для развернутых ответов.

Такие ответы играют особенно большую роль в развитии у школьников устной речи, стимулируют тщательную подготовку рассказа по тексту учебника или по содержанию его иллюстраций.

Было бы ошибочно и вредно отказываться от вызова учащихся для развернутых ответов. Однако , эта форма проверки знаний, как и всякая другая, применяемая изолированно, имеет свои отрицательные стороны. Развернутое опрашивание учащихся на уроках в 5-6 классах, где у детей еще относительно слабо развиты речевые умения, занимают много времени.

Учитывая указанные недостатки развернутого опрашивания, передовые учителя сочетают эту форму опроса с привлечением внимания всего класса к разбору ответов и их дополнению.

Вызов учащихся для кратких ответов по наиболее существенным вопросам темы.

Кроме развернутых ответов у карты или доски учащиеся кратко отвечают с места. Эта формы проверки учит школьников выделять главное в содержании урока и темы, кратко формулировать ответы. При этом можно за короткое время опросить многих учеников.

Однако вызов учащихся для кратких ответов имеет недостатки, если он превращается в основную форму проверки знаний в 5-6 классах: появляется известный схематизм ответов и недостаточная конкретизация общих положений; у школьников ослабевает внимание к тщательной работе с текстом учебника; снижается требовательность учителей к речи учащихся; оценки, выставляемые за краткие ответы, часто носят случайный характер, если они не выставляются не по совокупности ответов, данных на нескольких уроках.

Одна из важнейших форм вызова учащихся для ответов с места – привлечение школьников к дополнениям и исправления ответов своих товарищей. Обычно учащиеся в 5-6 классах проявляют при этом высокую активность, внимательно слушают ответы вызванных школьников и охотно вносят исправления и дополнения. Особенностью дополнений и поправок пятиклассников является их желание повторить одни и те же факты с небольшими вариациями. Постепенно рецензии ответов, при условии показа их приемов учителем и частых упражнений, становятся более содержательными. Учащиеся исправляют, уточняют и дополняют не только факты, но и обобщения в ответах товарищей, замечают нарушение правильной последовательности изложения, отсутствие вывода или его обоснования. Все реже восполняются мелкие детали рассказа; шестиклассники обращают внимание преимущественно на более существенные пропуски.

Перейти на страницу: 1 2