Проблемы семейного воспитания в американской педагогике.

В настоящее время американские женщины гораздо шире участвуют в экономической, научной и культурной жизни страны, чем это было в прошлом. Если в 1940 г. работали только 27,4 % женщин в возрасте от 14 лет и старше, среди которых было 36,4 % замужних, 15,1 % вдов и разведенных, то в наши дни женщины старше 16 лет составляют 40 % экономически активного населения США, причем 60 % из них являются замужними. Это подрывает экономическую основу власти мужчин в семье, которые, в свою очередь, проявляют более глубокий интерес к воспитанию детей. По мнению ряда исследователей, это особенно характерно для негритянских семей, где матери более «прагматичны, находчивы и гибки, чем белые женщины, которых в течение веков защищали патриархальные структуры семьи», а отцы «больше помогают женам и более охотно разделяют с ними заботы по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства» (Family Planning in Primary Pair Setting. Rockville, 1980)

В семьях с работающей матерью у детей формируются иные, чем в семьях традиционного типа, представления о роли мужчины и женщины в обществе, что особенно сказывается на девочках. Девочки из современных семей чаще играют в мальчишечьи игры, увлекаются мужскими видами спорта; стремятся найти себя не просто в какой-нибудь, но обязательно любимой работе; хотят сделать карьеру и активно участвовать в общественной жизни. Дочери работающих матерей чаще проявляют властность и стремление к собственной карьере («мужские» черты) и реже — пассивность и зависимость («женские» черты), чем их соученицы, матери которых никогда не работали. С этим связаны и некоторые эксцессы: в последние годы наблюдается рост бандитизма среди девочек и др.22

Соответствующие изменения произошли и в учебно-воспитательном процессе. Так, курсы предметов по выбору, предназначавшиеся раньше только для мальчиков (технические и промышленные дисциплины) или только для девочек (домашнее хозяйство), теперь посещают и те и другие;

девочкам разрешено заниматься теми видами спорта, к которым прежде имели доступ одни мальчики.23

По мнению ряда исследователей, утрата у части школьников традиционного уважения к родителям влечет за собой падение авторитета учителей, что создает дополнительные трудности в обучении и воспитании. Жертвами «школьного вандализма» нередко оказываются сами педагоги: подросток может запустить окурком или огрызком яблока в «непонравившегося учителя», нисколько не боясь, что учитель пожалуется его родителям, которых он «в грош не ставит».24

Существенное влияние на воспитание и образование подрастающего поколения оказывает характерный для США процесс уменьшения средней численности американской семьи. Он происходит как за счет отделения женатых (замужних) детей от родителей, так и за счет сокращения рождаемости.

Уменьшение количества детей в семье имеет серьезные последствия для ребенка — как положительные, так и отрицательные. К числу первых американские ученые относят расширение возможностей непосредственных контактов ребенка с родителями, обсуждения интересующих его вопросов и тем самым ускорения познавательного развития, утверждения в ребенке чувства своей значимости для родителей. Отрицательными последствиями, по их мнению, являются: ослабление коммуникативных навыков, сужение сферы отношений, к которым ребенок приспосабливается, в которых он упражняется, выбирает, и т. д. Считается, что эти отношения умножаются в геометрической прогрессии с появлением каждого последующего ребенка в семье. В то же время они остаются весьма ограниченными и неизменными в семьях с одним-двумя детьми.25

В каждой семье права и . обязанности ее

членов связаны с их возрастом. Для современной американской семьи, отмечают многие исследователи, нормой считается право и обязанность детей учиться, а после учебы развлекаться, поскольку общество не нуждается в участии детей и подростков в производительном труде и требует от будущего труженика высокого уровня общей и специальной подготовки. Однако в реальной жизни многое зависит от материального положения той или иной конкретной семьи и ряда других факторов. «Хотя посещение школы до 17—18 лет считается в Соединенных Штатах социальной нормой,— указывается в Международной энциклопедии образования,— почти 25 % молодежи бросают школу, не получив свидетельства об образовании, а в больших городах эта цифра достигает 50 %» (International Encyclopedia of Education. N. Y., 1985. P. 1838).

Перейти на страницу: 1 2 3 4