Основные виды работы школьного психолога.

Учитывая, что у подростков особенно развита потребность быть заметными в коллективе, необходимо показать им, как изменения в лучшую сторону, хорошая дисциплина и учёба, успехи в общественной работе, самодеятельности, спорте воспринимаются товарищами, педагогами, позволяют занять достойное место в коллективе. В этом возрасте особенно важно укрепить веру школьников в себя, выработать у них чувства самоуважения. (Макаренко «Педагогическая поэма»).

Учащиеся старших классов, юноши и девушки особенно стремятся к независимости. Готовясь к разговору с ними, необходимо узнать мотивы их поступков, место в коллективе, обстановку в семье. Особенно тактично следуем анализировать причины успехов и неудач молодых людей. Вести разговор необходимо мягко и доброжелательно. Не бояться оппонентов, а, наоборот, поощрять сомневающихся. Отстаивать свою тоску зрения не с помощью административных воздействий, а используя веские аргументы, убедительные примеры.

Все школьники равнодушны к нравоучениям совершенно. Говорить, что нельзя курить, что… это всегда было запрещено школьными правилами, бесполезно. Лучше объяснять это как-нибудь ненавязчиво, приводя исключительные факты.

С возрастом эффективность словесных воздействий всё в большей степени влияет на взаимоотношения учителей со школьниками. И в то же время молодые люди начинают относиться к услышанному более критично и убедить их становится труднее, тем более, что они не похожи один на другого. Процесс мышления у каждого протекает по-своему. Однако способы мышления можно разделить на 3 группы: у представителей 1 группы мозг всё время в «поиске». Основная масса школьников составляет 2 группу. Представители этой группы спокойно проходят мимо интереснейших вопросов и проблем. Представители 3 группы не только неохотно ставят перед собой мыслительные задачи, но и поставленную задачу решают только под нажимом.

Очень важно говорить с воодушевлением. Заинтересованность учителя моментально передаётся школьникам, заставляет их активнее, серьёзнее относиться к услышанному.

Школьники резко отрицательно относятся к погрешности в речи учителя, к речевым штампам, затасканным фразам. Ненормативная лексика, декларирование общеизвестных истин не способствует вербальному общению. Они говорят о низкой культуре говорящего, о стремлению к морализированию и так же, как чтение нотаций или ругань, малоэффективны в воспитании.

Любой разговор следует умело закончить. Затягивание выступления свидетельствует о неуважении к слушателям, о нежелании считаться с их возможностями.

Объяснение нельзя заканчивать неопределённой фразой типа: «Вот примерно и всё» или «Ну, кончаю, я вас и так утомил». Необходимо подвести итог сказанному. Ещё раз подчеркнуть главную мысль, идею, которую слушатели должны запомнить. Иногда необходимо сделать выводы. Можно связать концовку с началом. Это помогает напомнить и закрепить в памяти главное, усилить впечатление от сказанного, иногда призвать к определённым действиям.

Закончить разговор можно цитатой или поэтической строкой. Во всех случаях последние фразы должны быть подчёркнуты интонацией так, чтобы у слушателей не оставалось сомнений, что разговор окончен.

Невербальное общение наиболее полно позволяет составить из ряда наблюдений для себя картину о наблюдаемом человеке: «Наблюдение за мимикой – наиболее достоверный из всех методов, которые можно привлечь для диагностирования человеческой личности, ибо здесь чисто духовное содержание находит непосредственное внешнее выражение, которое также непосредственно может быть воспринято другим человеком…».

Перейти на страницу: 1 2 3