От «неосознанной некомпетентности» к «осознанной компетентности».

Неосознанная некомпетентность.

На этой стадии руководитель не осознаёт, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявляемым требованиям, что само по себе является препятствием к обучению, т. к. отсутствует осознанная необходимость улучшения своей работы, не актуализированны потребности улучшения своей профессиональной деятельности. Поэтому первоочередной задаче на этом этапе выступает перевод руководителя школы в состояние осознанной некомпетентности.

Осознанная некомпетентность.

Цель данного этапа – осознание руководителем необходимости в повышении своего профессионального уровня. Для этого нужна обратная связь, роль которой играет самоанализ своей профессиональной деятельности. Основанием для него могут послужить результаты внутришкольного контроля за системой управления, оценка результативности своей деятельности, способов достижения поставленных целей, информация вышестоящих органов управления. Кроме этого, основанием для оценки своего уровня компетентности могут послужить: изучение модели профессиональной компетентности руководителя, результаты диагностики, полученные на основе входного контроля в системе повышения квалификации, решение различных педагогических, управленческих ситуаций в моделируемых ситуациях, составление индивидуальной программы обучения с целью преодоления трудностей в своей профессиональной деятельности.

Осознанная компетентность.

Эта стадия характеризуется умением (не всегда уверенным) выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретённых знаний и навыков. На этом уровне руководитель должен постоянно продумывать свои действия, анализируя достигнутые результаты своей деятельности, в случае необходимости получать консультацию в правильности исследования того или иного действия.

Для перевода в состояние осознанной компетентности необходима планомерная организация процесса непрерывного образования с использованием всего арсенала средств проблемного образования, направленных на решение задач преодоления препятствий в деятельности каждого руководителя: чтение курса лекций, самостоятельное изучение отдельных проблем, индивидуальные собеседования, консультации, деловые и ролевые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций, проведение дискуссий. Этому служат изменения содержания, форм и методов организации переподготовки руководителя в соответствии с его запросами в системе повышения квалификации. Но чтобы обучение достигло своей цели, оно должно обеспечить переход руководителя в состояние неосознанной компетентности.

Неосознанная компетентность.

Данная стадия характеризуется автоматическим выполнением правильных действий, которое входит в привычку, при этом руководитель сосредотачивает своё внимание не на методах достижения поставленной задачи, а на самой задаче. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом деятельности.

Самореализация деятельности, её самооценка рождают новые, более высокие потребности в знаниях и совершенствовании умений, и вызывает самостимулирование обучения и самообразования. Методика «Квадрат функций» (для директоров школ.): // Директор школы-1997 г., №25 – с.12-20.//