Особенности мотивационно-потребностной сферы общения подростков и старших школьников.

Следующим этапом нашего исследования мотивации различных форм общения ребят в свободное от основных занятий время. Нам необходимо было выяснить, где, с кем и чем занимаются современные подростки и старшеклассники. Для этого мы провели проективное сочинение на тему: «Мое свободное время». А затем провели его качественный анализ.

Результаты, полученные нами в ходе проведения проективного сочинения показали, чем предпочитают заниматься современная молодежь. Практически все свободное время и связанные с ним занятия проводятся с другом, подругой или в кругу друзей.

К сожалению, очень малое количество учащихся посещают спортивные секции или клубы по интересам. На сегодня их не так много и не все желающие могут их посещать, в связи с недостаточным количеством материальных средств.

Для подтверждения полученной нами информации, а также, для ее дополнения, мы провели анкету «Мое свободное время». А полученные из нее данные, сравнили с данными из сочинения, проанализировали и получили следующую картину.

В начале важно проанализировать взаимосвязь объема, структура и содержания свободного времени подростков и старших школьников в различных формах его общения, а именно: интимно-личной и стихийно-групповой.

Под интимно-личным общением мы понимаем взаимодействие, основанное на личных симпатиях («Я» и «Ты»); стихийно-групповое общение рассматривается нами, как взаимодействие, основанное на случайных контактах («Я» и случайные «Они»).

Взаимосвязь структуры свободного времени подростка с различными формами его общения (таблица №5).

Предпочитаемые виды занятий

Формы общения

Интимно-личные формы общения

Стихийно-групповые формы общения

1.

Прогулки

Танцы в дискотеке

2.

Общение с друзьями

Прогулки

3.

Просмотр телепередач

Посещение баров

4.

Прослушивание музыки

Курение

5.

Танцы в дискотеке

Потребление спиртых напитков и наркотиков

6.

Посещение баров

Просмотр порнофильмов

7.

Чтение

Чтение эротической литературы

Таблица №5. Структуры свободного времени подростка с различными формами его общения.

По продолжительности на первом месте находятся прогулки (с друзьями и другом (подругой) противоположного пола). Далее идет общение с друзьями (в гостях, во дворе, где-то на природе, на дискотеке, в клубах по интересам). Мотивируют подростки свой выбор данных видов деятельности в свободное время желанием «пообщаться», «отдохнуть», «развлечься», «поговорить о личном», «хорошо, весело провести время», не скучать, «не думать ни о чем серьезном», « не напрягаться». А также такого рода мотивировки: «Хочу весело провести время», «Не люблю быть один», «Хочется отдохнуть от нотаций родителей и учителей», «Люблю развлекаться», «Нравится быть со своими друзьями», «Можно «оторваться на полную катушку»».

В целом, мотивированная структура различных форм общения испытуемых характеризуется следующим образом (мотивы приводятся по степени значимости):

Интимно-личная форма:

1. Эмоциональное сопереживание;

2. Доверие и понимание;

3. Самоутверждение среди сверстников;

4. Взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками;

5. Самовыражение;

6. Самореализации среди сверстников.

Стихийно-групповая форма:

1. Социальной идентификации с группой сверстников, более старших ребят;

2. Удовольствие от совместных развлечений;

3. Самоутверждение среди сверстников и взрослых;

4. Самовыражение;

5. Самореализация в группе;

6. Доверие и взаимопонимание со сверстниками;

Перейти на страницу: 1 2 3