Психосоциальные аспекты

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны сле­дующие черты.

Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Вот например, шестилетний ребенок вернулся домой после первого посещения воскресной школы и гневно заявил, что «Бог несправедливый». На уроке в тот день говорилось о библейской истории про Ноев ковчег. Дома он заявил: «Бог сказал людям, что надо делать и что их ждет, если они будут себя плохо вести. Так что они могли спастись и не утонуть. А зверям он ничего не сказал, он их не предупредил, так почему же они должны умирать? Бог несправедливый!»

Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро вос­принимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Всепроникающее око телевидения приносит в наши дома картины далеких проблем, а юные одаренные зрители ждут, а иногда и требуют, чтобы их родители что-нибудь сделали для тех, кто нуждается в помощи.

Обычно в этом возрасте детине могут четко развести реальность и фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Они настолько прихотливы в словесном раскра­шивании и развитии действенных фантазий, настолько сживаются с ними, буквально «купаясь» в живом воображении, что порой учителя и родители демонстрируют излишнюю озабоченность по поводу способности ребенка отличать правду от вымысла. Это яркое воображение рождает несу­ществующих друзей, желанного братика или сестренку и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет многие из них как в работе так и в жизни сохраняют элемент игры, изо­бретательность и творческий подход качества, которые столько дали человечеству и в материаль­ном, и в эстетическом развитии.

Одной из наиболее важных черт для внутреннего равновесия одаренного человека явля­ется хорошо развитое чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видя юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от бо­лезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. (Правда, немногие из нас на­столько уверены в себе, чтобы от души посмеяться над шуткой, если объектом ее являемся мы сами).

Другая особенность одаренных детей - соревновательность.

Склонность одаренного ребенка к соревновательности отмечали многие исследователи (Н. Гольдман, К. Джонстоун, М. Партен, В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич и др.). Соревновательность, конкуренция - важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Опыт побед и пораже­ний, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, худо­жественных, спортивных состязаний детей, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни, без него наивно рассчитывать на воспита­ние творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревно­вание ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в сво­их силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма» (К. Абромс, А. Карне, К. Тэкэкс).

Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в возможностях, превышающих обычные. Особен­но важную роль играют здесь способности к высокодифференци­рованной оценке. Построенная на этой основе самооценка, даже будучи не завышенной, а адекватной, способна стимулировать интерес к конкурентным формам взаимодействия со сверстниками. Но, отмечая это явление как естественное, многие исследователи постоянно говорят о необходимости соревнования не столь­ко с «нормальными», сколько с такими же одаренными детьми. Причем особенно ценен, по мнению некоторых специалистов, опыт поражений (К. Тэкэкс)

Но соревнование как метод психосоциального развития имеет и свои недостатки. Естественное желание одаренного ребенка побеждать, выигрывать при постоянном подкреплении, достигаемом путем конкурентной борьбы с неодаренными сверстниками, как уста­новлено в ряде исследований, приносит больше вреда, чем пользы я Формируемое в результате чувство превосходства к числу положительных уже не относится и весьма существенно деформирует дальнейшее личностное развитие. Конкуренция с более сильными (одаренными детьми или более старшими) при соблюдении ряда педагогических условий дает хорошие результаты.

Перейти на страницу: 1 2