Кого считать одаренным ребенком в младшем школьном возрасте

Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего ребенка, еще не дают гарантий, что такое со­хранится надолго. Могут измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрас­тного умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта неодинаково: возраста­ние зрелости в чем-то одном может сочетаться с задержками по другим направлениям. Такая не­равномерность умственного подъема также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии ребенка.

Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо поэтому слишком обольщаться ранними умственными достижениями .

Но это не значит, что ранние проявления одаренности вообще не надо прини­мать всерьез. Такой вывод был бы совершенно неверным. Нельзя упускать из виду, что возрастная одаренность далеко не всегда проходит бесследно - она определенным образом сказывается на формирующихся способностях.

У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные достоинства, кото­рые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той или иной форме сохраняются в даль­нейшем, приумножаются - необычность этих детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей. Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание вре­менем.

Не все одаренные дети сызмальства поражают родителей. Теперь остановимся на наиболее общих чертах, свойственных одаренным детям.

Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются следующим определением одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США (Marland, 1977). Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающи­ми следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (ин­теллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продук­тивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомотор­ные способности).

В Америке психомоторные способности—единственная сфера проявления одаренности, избавившаяся от клейма элитарности. Хотя этот критерий исключен из официального списка го­сударственного финансирования, тем не менее он все же остается одной из наиболее широко признаваемых категорий одаренности™ Американцы любят похвастать спортивными достижениями своих отпрысков, в то время как об интеллектуальных способностях не очень распространяются. Музей футбольной славы — национальная святыня, тогда как «Менса» (ассоциация людей с коэффициентом интеллекта) чуть ли не тайное общество.

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережаю­щим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

Перейти на страницу: 1 2