Воспитание с раннего детства богоугодных черт характера

У детей скоро обнаруживается смышленость. Она возникает тогда, когда ребенок начинает говорить и растет вместе с усовершенствованием последнего. Поэтому начать образование ума нужно вместе со словом. Главное, что нужно иметь в виду, это здравые понятия и суждения по началам христианским о всем встречающемся или подлежащем вниманию ребенка: что добро и зло, что хорошо и плохо. Это сделать очень легко посредством обыкновенных разговоров и вопросов. Родители сами говорят между собою: дети прислушиваются и почти всегда усваивают себе не только мысли, но даже обороты их речи и манеры. Родители должны всегда, когда говорят, называть вещи собственными их именами [8:131-133].

Дитя многожелательно: все его занимает, все влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, ребенок все желает и все, что желает, готов выполнить. Ребенок, предоставленный самому себе, становится неукротимо своевольным. Самое первое, что родители должны сделать, это расположить детей ничего не делать без их позволения.

Отучая от своей воли, надо приучать ребенка делать добро. Для этого родители должны сами показать истинный пример доброй жизни. Дети любоподражательны и рано начинают копировать отца и мать.

Храбрость и твердость характера образуются под влиянием впечатлений, укрепляющих душу, светлых, радостных, под влиянием правильного понимания вещей и их причин, и, под влиянием частых удач, которые развивают в человеке уверенность в своих силах, спокойствие и рассудительность даже при встрече с опасностью. Родители должны помогать ребенку преодолевать препятствия, какими бы трудными они не казались ребенку, умело направлять действия ребенка и учить его самому принимать решения.

Родители должны относиться к ребенку заботливо, но не делать из него предмет обожания, чтобы потом его сердце не наполняло злое чувство зависти и недоброжелательства. Ребенок не должен чувствовать, что его желания для всех закон, которому беспрекословно повинуются все. Ведь если в семье появляется еще один ребенок, для родителей это новый предмет забот и попечений; поневоле им приходится разделять свою любовь и внимание между двумя существами, одинаково дорогими и близкими их сердцу. Ребенку, до сих пор бывшему исключительным предметом внимания теперь кажется, что все окружавшие его значительно охладели к нему. Он огорчен таким положением и не в состоянии приласкать и полюбить своего брата или сестру. Это неминуемо будит в душе ребенка недобрые чувства зависти. Такие родители своей излишней нежностью и баловством развивают в ребенке привычку видеть немедленное и беспрекословное исполнение всех его желаний, и потом начинают ограничивать его желания и требования и выходят из себя, когда избалованный ими ребенок кричит, настаивает на том, к чему он привык, и не может понять, что не все его желания возможно и необходимо исполнять. Чтобы у маленького человека не возникла зависть и недоброжелательность нужно воспитывать его в разумной строгости. Тогда ребенок учится с малых лет понимать нужды окружающих, сочувствовать другим людям и видеть, что не только он может претендовать на внимание [9:98].

По природе своей все дети искренни, доверчивы, откровенны, имеют отвращение ко всякой лжи и неправде: они вслух рассуждают, они охотно передают то, что видели, слышали, что случилось с другими и с ними самими. Им не приходит на ум говорить неправду; если другие в их присутствии говорят известную и понятную им ложь — это их оскорбляет; вся природа их возмущается против неправды; они с негодованием отличают того, кто допустил искажение истины. В детстве каждый ребенок, сказав сознательную ложь, покрывается мучительно краской стыда, испытывает смущение, страх, вину. Поэтому заботливо нужно охранять чистоту и целомудрие этого чувства в детях; оскорбленное неправдой, оно теряет свою нежность, силу, чуткость и никогда не может быть восстановлено в первоначальной своей чистоте, в душе человека уже не бывает такого сильного протеста против лжи, и чем чаще человеку приходится говорить ложь, тем легче это становится для него.

Значит заботливее всего нужно охранять детей от первой лжи. Иногда родители сами часто подают детям повод сказать первую ложь своей манерой доводить детей до признания в каком-нибудь проступке. Родители делают вид, что еще не знают о проступке своего ребенка и спрашивают: «Кто разбил стекло?» или «Где ты был сейчас?». Эти внушают ребенку мысль, что родители еще не знают о виновнике шалостей и внушают ему соблазнительную надежду утаить от них свой проступок в надежде избавиться от наказания. Ребенок до сих пор не повинный во лжи в этот раз не устоит против соблазна и ответит ложью. Строгий вид, грозный голос родителей, сознание за собой вины приводит ребенка в трепет, от страха он почти невольно прибегает ко лжи как единственному средству спасения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4