Неверные установки в половом воспитании

Разумеется, все эти родительские воздействия осно­ваны на реальных фактах, но некритически оцененных.

Негативизм часто приносит именно те результаты, которых родители стараются избежать, прививая ребен­ку эту установку. Даже в элементарных проявлениях результат бывает обратным. Порой негативизм про­является даже у маленьких девочек в отношении к ма­леньким мальчикам.

Аскетическая установка

. Здесь можно выделить две её основы: первая – отрицательное отношение к половой жизни как таковой, вторая – стремление уберечь ребёнка «до поры» от всяческих соблазнов. У родителей, чаще у матери, в силу различных причин складывается отрицательное отношение к половой жизни. Нередко оно связано с собственной фригидностью. Кроме того, аскетическая установка может быть отражением определенного мировоззрения, отголоском религиозной догматики. Известно, что с «благословения» церкви все, что связано с продолжением рода, стало считаться гре­ховным, нечистым, высшая добродетель связывалась с безбрачием и целомудрием. Однако ничего, кроме хан­жества и лицемерия, это принести не могло, так как осу­ждению подвергалось естественное, неизбежное стрем­ление и право человека.

Сначала ребенка, чаще девочку, стремятся по возмож­ности оградить от контактов с мужским полом — не раз­решают играть со сверстниками-мальчиками, прививают к ним отрицательное отношение. Затем к этому добав­ляется и подавление в ребенке проявлений его половой принадлежности: высмеивается стремление девочки к нарядам и украшениям — вместо того чтобы, восполь­зовавшись этим стремлением, прививать хороший вкус, чувство меры и т. д.; высмеивается интерес к другому по­лу. Затем прививается мысль о безнравственности, гре­ховности половой жизни. Ясно, что в отношении к мужскому полу у девуш­ки остается лишь то, что связано с расчетом и формаль­ной необходимостью (замужество). Вступает в брак она с чувством внутреннего антагонизма по отношению к му­жу, и это является одним из важнейших источников раз­лада супружеской жизни, так как превращает ее в обя­занность, в тяжелый и неприятный долг.

Аскетическая установка в половом воспитании по­давляет, особенно у девушки, непосредственные прояв­ления полового влечения, снижает эмоциональность, подменяет непроизвольные поведенческие реакции рас­судочностью, переводя весь ее интерес к мужскому полу в область абстрактно-логических рассуждений, оценок и расчетов. Ясно, что это не способствует успеху в личност­ных контактах. Вместо естественного, здорового инте­реса к мужскому полу у девушки в голове тщательно раз­работанная и продуманная программа взаимоотношений на все случаи жизни, в которой предусмотрены мельчай­шие детали поведения. Здесь аскетическая установка тесно смыкается с потребительской (см. ниже).

Аскетическая установка может быть преодолена как в результате выраженности собственного стремления де­вушки к личностному общению, так л в результате нас­тойчивости окружающих, разумеется, если девушка дос­таточно привлекательна. Но эта установка в той или иной степени всегда вредна. Она затрудняет не только само замужество, но и последующую сексуальную адаптацию в браке, что повышает вероятность супружеской несов­местимости (дисгамии). Последнее же, согласно наблюде­ниям А. М. Свядоща, способствует возникновению жен­ского пассивного гомосексуализма.

Потребительская установка

. В качестве особого яв­ления эта установка более характерна для воспитания девочек.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5