Практическое осуществление полового воспитания

Прежде чем отвечать на вопросы ребенка, выясните, о чем, собственно, идет речь. Может быть, вы неправильно поняли вопрос. Уяснив его характер, доброжелательно и заинтересованно расспросите ребенка, что он сам дума­ет по этому поводу, оцените степень его информирован­ности, источники информации, а также и степень заинте­ресованности. Это позволит правильно построить ответ. Выработайте в семье согласованную позицию всех взрос­лых как по отношению к вопросам ребенка, так и по ха­рактеру даваемых ответов.

Какими должны быть ответы? Во-первых, они должны быть по своему содержанию естественнонаучными, правдивыми, без всяких нелепых сказок про аистов. Не пы­тайтесь отрицать очевидное. Например, на вопрос, отку­да ребенок появился, или же в более общем плане — от­куда берутся дети, отвечайте, что они постепенно выра­стают у мамы в животе, и, когда вырастут достаточно большими, мама в родильном доме с помощью доктора ребенка рожает. Ведь ребенок, наблюдающий, как у его матери или знакомой тети живот постепенно увеличива­ется, а затем она уезжает в родильный дом, откуда воз­вращается уже без живота, но с ребенком, отчетливо по­нимает, что ребенок появился из живота матери. Ему часто нужно просто подтверждение взрослыми вывода, к которому он пришел самостоятельно. Если же отрицать это, он оказывается в недоумении, начинает обращаться с вопросами к другим людям, но забыть своего вопроса, ра­зумеется, не может: слишком это важно — появление на свет нового человека.

Во-вторых, объем информации и ее форма должны быть на уровне, доступном пониманию ребенка. Ведь правда — это совсем не обязательно все то, что вы сами знаете по данному вопросу. Правда для ребенка — это лишь то, что, соответствуя действительности, находится на уровне его понимания и может быть для него полезным.

В-третьих, ответ должен быть связан с возможно более общими понятиями, с акцентом на нравственную сторону, даже если вопрос и допускает какие-либо «технические» моменты.

В-четвертых, ответ должен быть интересным, чтобы ребенок с очередным вопросом обратился именно к вам, а не к посторонним людям.

В-пятых, если ребенок спросил о чем-либо действи­тельно неприличном, постарайтесь выразить полное равно­душие к содержанию вопроса, сделать вид, что это со­вершенно неинтересная тема. Тогда и у ребенка погаснет интерес к этому вопросу, ваше равнодушие передастся ему. Если же вы выразите удивление, возмущение, вы­скажете порицание, то этот вопрос заинтригует ребенка, и он продолжит расспросы на стороне. Помните: правиль­ные и доброжелательные ответы сближают, ложные — отдаляют родителей и детей.

Следует контролировать источники возможной ин­формации ребенка, в том числе и то, что он читает. Правда, по вопросам, связанным с половым воспитанием, лите­ратуры специально для детей пока нет. Поэтому нет и возможности рекомендовать что-либо для родителей, чтобы они давали читать ребенку. Если же в руки к нему попала книга, которую ему еще не следует читать, поста­райтесь и это использовать в интересах воспитания. Не стоит отнимать такую книгу, так как от этого она при­обретает лишь дополнительный интерес, но читаться уже будет тайком. Следует самому прочесть книгу и затем поговорить с ребенком о ее содержании, выясняя, что именно он там понял, чтобы внести необходимые кор­рективы.

Необходимо для полового воспитания и предваритель­ное осведомление ребенка, подростка, юноши (девушки) в вопросах рождения детей, особенностей мужского и женского пола и т. д. Однако для того, чтобы оно было эффективным и правильным, следует знать, что именно и в каком возрасте интересует мальчиков и девочек и что именно они в этом возрасте уже знают по интересующему вопросу. Ясно, что сообщаемая информация должна быть новой и к тому же интересной. В этом случае она будет убедительной и окажется полезной в плане предотвраще­ния вредных влияний со стороны. Соответствующая на­учная работа уже проводится, и в ближайшее время мы сможем дать родителям рекомендации и в этом.

Полезным в половом воспитании может быть и пе­реключение. Смысл его заключается в следующем. Если родители замечают, что подросток или юноша (девушка) проявляют слишком большой интерес к другому полу, следует специально придумать для них какое-либо инте­ресное занятие, которое бы требовало к тому же затраты энергии и сил. Однако нецелесообразно подавлять инте­рес к другому полу, препятствовать контактам. Напро­тив, нужно, чтобы этот интерес возможно теснее пере­плетался с новым увлечением, с другими занятиями. В этом случае интерес к другому полу не будет поглощать ребенка целиком, не будет самоцелью. К тому же, воз­действуя на различные связанные с ним интересы и увле­чения, можно будет найти способ воздействия и на этот интерес.

Перейти на страницу: 1 2 3