Подготовка школьников к общению

Формирование социальных установок должно основываться на специфике возрастных типов общения школьников. Однако в процессе исследования обнаружилась необходимость двойного учета этой специфики – актуального и предвосхищающего. С одной стороны, у школьников каждой возрастной группы надо формировать установки в сфере общения, исходя из специфики их возрастного типа общения. С другой – у каждой возрастной группы надо формировать установки, которые характерны для последующих возрастных типов.

Особым разделом работы по подготовке школьников к общению является развитие и формирование у них коммуникативных умений: а) умения переносить известные школьнику знания и навыки, варианты решения, приемы общения в условия новой ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретных условий; б) умения находить решения коммуникативной ситуации из комбинации уже известных школьнику идей, знаний, навыков, приемов; в) умения создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной ситуации. Эти основные умения конкретизировались в процессе опытно-экспериментальной работы. Были выделены несколько групп коммуникативных умений:

1. Умение ориентироваться в партнерах, т.е. определять характер человека, его настроение; читать экспрессию поведения партнеров, верно ее истолковывать. Безусловно, по отношению к школьникам речь идет о доступной каждому возрасту мере овладения этими умениями.

2. Умение ориентироваться в отношениях в возможными партнерами и между ними, т.е. в соотношении своего и их половозрастного и ролевого статусов – в степени близости и в мере доверительности.

3. Умение ориентироваться в ситуации общения. Важность этого умения определяется главным образом тем, что правила общения диктуются той конкретной ситуацией, в которой оно происходит. И хотя любая ситуация уникальна для партнеров, тем не менее все они могут быть сведены к некоторым большим группам, каждая из которых регулируется зафиксированными в общественной практике символическими системами.

Умение ориентироваться в ситуации предполагает в первую очередь обучение школьников установлению контактов в имеющейся ситуации с желательными или необходимыми с деловой точки зрения партнерами; умение создавать ситуацию общения с конкретными партнерами; входить в наличествующую ситуацию общения; находить темы для общения в каждом из названных случаев. Школьник должен уметь различать виды общения (межролевое, межличностное), формы общения (в группе, в коллективе) и уметь выбрать адекватный способ взаимодействия с партнерами.

Перейти на страницу: 1 2 3