Задачи педагогической науки.

Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям, прежде всего классы постоянных и временных задач

.

Постоянные задачи.

Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей

в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике – это связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают воспитанность, обученность, развитость личности в конкретных ее параметрах. Различают связи закономерные и каузальные. Закономерные – удовлетворяющие определённым критериям:

· объективность

связи, т.е. независимость от желания, настроения, вкусов участников педагогического взаимодействия.

· всеобщность

, т.е. проявление связи в работе любого учителя, который следует предписаниям данной методики.

· повторяемость

, т.е. способность связи воспроизводиться в аналогичных ситуациях.

Существуют случайные (каузальные) связи в обучении и воспитании. Основной причиной возникновения каузальных связей чаще всего оказываются отвлекающие временные психические состояния школьников.

Изучение и обобщение практики и опыта

педагогической деятельности, т.е. непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся также является постоянной задачей педагогической науки. Изучение, оценка, обобщение, интерпретация педагогического опыта не поддаются решению раз и навсегда. Наука не может дать полного и исчерпывающего его отражения. В образовательном процессе имеется много находок разного масштаба: от мельчайших крупиц до масштабных решений педагогических задач. В области методологии изучения педагогического опыта отмечаются две тенденции:

· изучение, оценка и обобщение передового

и отрицательного

педагогического опыта.

· применение компьютерных технологий

как инструмент фиксирования, классификации, хранения и распространения педагогического опыта.

В ряду постоянных задач важнейшее место занимают задачи разработки новых методов

, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

Также к важнейшим постоянным задачам относится прогнозирование образования

на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности, системами управления.

Среди новых постоянных задач выделяется задача внедрения результатов исследований в практику.

Разработка теоретических и методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики также относится к постоянным задачам.

Временные задачи.

Число, масштабы, сложности, наукоёмкость, непредсказуемость, острота отражают разнообразные задачи, условно выделяемые как временные:

· Создание библиотек электронных учебников;

· Разработка тестов уровней педагогического мастерства;

· Разработка стандартов педагогического профессионализма;

· Выявление типичных стрессоров в работе учителей;

· Создание дидактических основ обучения хворающих школьников;

· Выявление факторов выбора будущей профессии школьниками;

· Анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик;

· Анализ причин возникновения познавательной лености студентов;

· Природа стимулов учебной активности будущих учителей;

и бесчисленное множество других. Их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки.