Заключение

Велико значение К. Д. Ушинского в развитии отече­ственной школы и педагогики. С его именем связано соз­дание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки. Его классические труды «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и многие другие произведения получили широчайшую известность и вошли в золотой фонд русской и мировой педагогической литературы.

Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим пот­ребностям преобразования системы просвещения в Рос­сии, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни,— писал Ушинский,— и к ней-то я должен направ­лять все свои способности» (XI, 43). В этих словах весь смысл деятельности и творчества великого педагога.

Уже современники оценили Ушинского как выдающего­ся «борца за русскую школу», деятельность которого «всегда отличалась глубиной убеждения и особенной стра­стностью»[6]. «Такие-то люди,— писал об Ушинском В. Я. Стоюнин,— и двигают вперед общественное дело; они оживляют то, что до них замирало, они указывают другим дорогу; они вызывают новые силы для деятельно­сти»[7].

Имя Ушинского являлось знаменем передовых педагогов не только русского, но и украинского, грузинского, азер­байджанского, армянского и других народов России в их борьбе против господствовавшей системы образования и воспитания, за построение новой народной школы. Однако в условиях самодержавной России идеи великого русского педагога не могли быть реализованы. «Более половины из сказанного им,— констатировал в 1916 г. один из деяте­лей народного образования,— не использовано русскою школою»[8].

Педагогические идеи К. Д. Ушинского нашли широкое воплощение в практике советской школы и получили твор­ческое развитие в советской педагогике. Они стали до­стоянием миллионов советских людей, достоянием новой социалистической культуры.

Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и во второй половине XX столетия действенно и современно. Оно не только «наследие», но один из действующих факторов со­вершенствования дела воспитания. Знакомство с творче­ством К. Д. Ушинского, писала Н. К. Крупская, «знаком­ство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность соз­нательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике»[9].

[1] Л.Н. Модзалевский. О народности воспит. По Ушинскому. «Памяти К.Д.Ушинского». СПб.,1869, с.162

[2] Н.Г.Чернышевский Полн. собр. сочинен., т. III. М., 1947, с.183

[3] Н.Г.Чернышевский Полн. собр. сочинен., т. III. М., 1947, с.302

[4] Л.Фейербах. Избр. философ. Произв., т. II. М., 1955

[5] К.Д.Ушинский. Собр. сочинен., т.10М.-Л., 1952, с.182. Далее ссылки на это издание даются в тексте, в скобках римскими цифрами указывается том, арабскими - страница.

[6] Л.Н. Модзалевский. К биографии К. Д. Ушинского. По поводу его биографического очерка. Газ. «Кав­каз», 1881, № 274, 281

[7] В.Я.Стоюнин. Избр. пед. соч. М., 1954, с. 149.

[8] А.П.Медведков. Краткая история русской педа­гогики в культурно-историческом освещении. Пг., 1916, с. 114.

[9] Н. К. Крупская.Пед.соч., т. 2. М.,Изд-во АПН РСФСР, 1958, с. 684.