Народный учитель. Его деятельность и основные качества

В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде ста­тей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших на­ставников, специально подготовленных к ис­полнению своих обязанностей»

Понятие «народный учи­тель» в профессиональном смысле отсутст­вовало, поскольку не существовало и на­родной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немного­численных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования.

В статье «О пользе педагогической ли­тературы» (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, пока­зать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народ­ного учителя и сформулированы основные требования к нему.

В соответствии с идеей народности воспитания первым и основным условием плодотворной деятельности педагога К. Д. Ушинский считал его близость стремлениям и инте­ресам народа. «Желание крестьянина,— писал он,— иметь в своей школе настоящего учителя, а не священника есть только типическое выражение совершенно верной и практической мысли» (III, 616). «Прежде всего и более всего,— подчеркивал Ушинский,— наше народное вос­питание нуждается в людях, способных к этому великому делу, нуждается в народных учителях,— народных не потому только, что они учат народ и в народных школах, а потому, что они вышли действительно из среды народа, вынесли с собой его лучшие, характеристические свой­ства .» (II, 487).

Говоря о качествах учителя, Ушинский отмечал, что учитель должен быть не только преподавателем, но прежде всего воспитателем. «В преподавателе среднего учебного заведения,— писал он,— знание предмета далеко не сос­тавляет главного достоинства. Трудно ли знать какой-нибудь один предмет в пределах гимназического курса? Трудно ли знать три, четыре такие предмета, занимаясь ими исключительно год или два? Но главное достоинство гимназического преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом» (II, 66).

К. Д. Ушинский считал недопустимой такую систему классных воспитателей, при которой преподаватель зани­мается только преподаванием, а воспитатель, находясь в классе вместе с ним, лишь наблюдает за порядком на уро­ке. Придавая исключительно большое значение единству в подходе к детям администрации школы, классного руково­дителя и учителя, К. Д. Ушинский решающую, ведущую роль в воспитании учащихся отводил именно учителю. Личный пример учителя, писал он, «это плодотвор­ный луч солнца для молодой души, которого ничем заме­нить невозможно» (II, 532).

Учитель, по глубокому убеждению К. Д. Ушинского, должен любить свою профессию, с чувством ответственно­сти относиться к «высокому призванию педагога», к педа­гогическому делу, от которого во многом зависит будущ­ность народа и счастье родины. Он должен быть образован­ным, знающим свое дело, всегда заинтересованным в со­вершенствовании своих знаний и педагогического мастер­ства; должен обладать педагогическим тактом, отчетливо представлять цели своей деятельности. В противном слу­чае воспитатель, как бы он ни изучал теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем. «Вверяя воспи­танию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глу­бокие черты, мы имеем полное право спросить воспита­теля, какую цель он будет преследовать в своей деятель­ности, и потребовать на этот вопрос ясного и категориче­ского ответа»,— писал Ушинский (VIII, 19).

Перейти на страницу: 1 2