Роль патриотического воспитания

Исходя из принципа народности воспитания, К. Д. Ушинский считал патриотическое чувство самым высо­ким, наиболее сильным чувством в человеке, «обще­ственным цементом», который «связывает людей в чест­ное, дружное общество» (II, 431). «Как нет человека без самолюбия,— писал он,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека .» (II, 160).

Патриот, по мнению Ушинского,— это человек, подчи­няющий все свои личные интересы интересам отечества и народа, все свои силы и знания отдающий на благо роди­ны. «Мы считаем выражением патриотизма и те проявле­ния любви к родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказывать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю, которая авось пролетит и мимо»,— писал Ушинский (II, 474).

Разоблачая показной патриотизм представителей приви­легированных сословий, он утверждал, что только трудо­вой народ является подлинным защитником родины, всех ее благ и достижений, носителем самого высокого челове­ческого качества — гуманизма.

К. Д. Ушинский считал главной задачей школы воспи­тание у учащихся высоких чувств любви и преданности народу. Большое значение в связи с этим он придавал изучению отечественной истории — истории народа, его жизни и борьбы в прошлом и настоящем, изучению род­ного языка, литературы и особенно фольклора. Ушинский писал, что из уст трудового народа «льется чудная народ­ная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится меткое, глубокое сло­во, в которое, с помощью науки и сильно развитой мысли, вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины этого слова .» (II, 555).

Содержание рассказов, стихов, статеек и пословиц, помещенных в учебниках Ушинского, отражает героиче­скую историю и трудовую жизнь русского народа. Под­черкивая значение народных пословиц, Ушинский писал: «По содержанию наши пословицы важны для первоначаль­ного обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями, может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа» (VI, 298).