Наглядное обучение

Основными средствами наглядного обучения Ушинский считал предметы в натуре, модели, рисунки и другие на­глядные пособия, отображающие вещи или явления. Степень использования этих средств должна быть обуслов­лена возрастом учащихся, спецификой учебного предмета и конкретным материалом обучения. По мнению Ушинского, чем меньше возраст учащихся, тем более должно прибегать к наглядному обучению.

Одним из самых основных показателей полноценности знаний и навыков и, следовательно, качества обучения К. Д. Ушинский считал степень прочности этих знаний и навыков. Главное средство для выработки у учащихся прочных знаний он видел прежде всего в повторениях и упражнениях. Ушинский вел решительную борьбу против схоластически-догматической постановки повторений и упражнений, против зубрежки и муштры, направленных на выхолащивание в детях всякой самостоятельной мысли, заглушающих в них способности, инициативу и творческую самодеятельность.

Важнейшее требование к повторениям, впервые во всей полноте выдвинутое К. Д. Ушинским, заключалось в том, что всякое повторение прежде всего должно преследовать цель не воспроизведения в памяти уже забытого, а преду­преждения забвения. «Воспитатель, понимающий природу памяти,— писал он,— будет беспрестанно прибегать к по­вторениям не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж» (X, 425).

К. Д. Ушинский обосновывал принцип так называемого попутного повторения, когда каждая последующая часть учебного материала в разных комбинациях содержит основные, узловые моменты пройденного. По этому прин­ципу составлены все учебники Ушинского, в которых каж­дая новая буква, каждое новое слово, каждое предложение и даже отдельные элементы рассказов или стихотворений повторяются равномерно и даны в разных комбинациях и сочетаниях. Такое целеустремленное попутное повторе­ние направлено к тому, чтобы учащиеся полностью овла­девали знаниями и могли свободно оперировать ими.

К. Д. Ушинский различал два вида повторений и упраж­нений — пассивные и активные. Пассивное повторение, по его мнению, «состоит в том, что ученик вновь воспри­нимает то, что воспринимал уже прежде; видит то, что уже видел, слышит то, что уже слышал». При активном повто­рении «ученик самостоятельно, не воспринимая впечатле­ний из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений» (X, 425). Ушин­ский отдавал предпочтение активному виду повторения, считая его ведущим. Глубоко обосновывая его преимуще­ства, Ушинский писал: «Активное повторение гораздо действеннее пассивного, и способные дети инстинктив­но предпочитают его первому: прочитав урок, они закры­вают книгу и стараются проговорить его на память. Боль­шая сила активного повторения, сравнительно с пассив­ным, заключается в сосредоточенности внимания. Можно прочесть десять раз страницу без внимания и не помнить; но нельзя ни разу проговорить этой страницы, не сос­редоточив внимания на том, что говоришь, если не на самой связи содержания, то на связи слов, строчек, букв» (X, 425).