Методологическая последовательность обучения

К. Д. Ушинский выдвинул ряд положений о построении обучения в определенной методической последовательно­сти, основой которых были незыблемые педагогические фор­мулы: «от конкретного — к отвлеченному», «от знакомо­го — к незнакомому», «от простого — к сложному», «от частного — к общему, и наоборот» и т. д. Отметив, что «самый логический ход развития ведет нас к тому, чтобы начинать с конкретных явлений и потом уже переходить к отвлеченностям» (II, 225), Ушинский писал: «Истинная педагогика . дает ученикам прежде материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему. Чем более и разнообразнее накопляется материал, тем выше становится система и, наконец, достигает до отвлеченности логических и философских положений» (V, 355).

Осуществление последовательности в обучении не может быть достигнуто в отрыве не только от принципа созна­тельности и активности, но и от принципов наглядности и прочности усвоения знаний и навыков.

Наглядное обучение, по мнению Ушинского,— «это такое ученье, которое строится не на отвлеченных пред­ставлениях и словах, а на конкретных образах, непосред­ственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы вос­приняты при самом ученье под руководством наставника, или прежде самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье. Этот ход ученья от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли так естественен и основывается на таких ясных психических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обуче­нии с требованием человеческой природы вообще и дет­ской в особенности» (VI, 265—266).