Заключение

В современном обществе общеобразовательная школа во многом утратила свои социально-воспитательные функции. Воспитание растворилось в широко понимаемом термине «образование». Целенаправленная воспитательная работа ведется в ограниченных пределах и не во всех образовательных учреждениях. А значение воспитания очень велико. Оно, по своей сущности, устремлено в будущее, от качества воспитательной деятельности зависит судьба будущего, духовные богатства России будут пополняться за счет культуры, основой которой являются как национальные, так и общечеловеческие ценности. А они закладываются в процессе воспитания, приобретаются благодаря самовоспитанию. От правильного понимания идеалов, соблюдения общечеловеческих норм и принципов в значительной степени зависит эффективность и качество решения задач во многих сферах нашей жизни. Сегодня, как никогда раньше, необходимо духовно-нравственное, ориентированное на общечеловеческие ценности, воспитание подрастающего поколения.

В образовательном учреждении воспитательная работа уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, вторичных по отношению к процессу передачи знаний. Сегодня воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди других людей. А для педагога – это кропотливый путь по созиданию человека, имеющий глубокий ценностный смысл. Настала пора переосмыслить сущность самого феномена воспитания. Уже обозначились направления этого переосмысления, это, прежде всего, обращение к личности, к ценностям человеческого бытия. Говоря о школьном воспитании, необходимо отметить, что процесс «развития человека» должен быть начат с первых дней появления ребенка в учебном учреждении.

Наше исследование показало, что на настоящий момент сформированность общечеловеческих ценностей у подростков находится на невысоком уровне. Дети проявляют эгоизм, недоверие по отношению к сверстникам и взрослым.

Одной из задач нашего исследования было доказательство эффективности воспитательного процесса, направленного на формирование общечеловеческих ценностей у учащихся подросткового возраста в рамках одного отдельно взятого учебного предмета.

Проведенное нами исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы и позволило сформулировать следующие выводы.

1. Анализ историографии вопроса показал, что проблема ценностей для человеческой мысли не нова. Теоретико-ценностная проблематика появилась практически одновременно с возникновением философии. Человек стремился определить ориентиры отношения себя по отношению к миру. Хотя самого термина «ценности» еще не существовало, уже в древнейших философских воззрениях употреблялись понятия, которые впоследствии были отнесены к различным проявлениям ценности и оценки как общественных и природных явлений, так и человеческих поступков. Но отдельная « наука о ценностях» появилась лишь в конце XIX века, ее название – аксиология – в XX веке.

2. Изучение ценностей занимает важное место в современных науках: социологии, психологии, истории, философии, педагогике. Здесь большинство работ посвящено не только теории ценностей, но и определению структуры различных ценностных категорий. В нашей работе дана сравнительная характеристика некоторых таких подходов. Анализ литературы дал нам основание считать, что интересующая нас категория ценностей выражает особое общечеловеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого существования, характеризует измерение человеком общественного сознания. Но до сих пор разработанной и общепринятой концепции общечеловеческих ценностей нет ни в зарубежной, ни в отечественной науке, что послужило для нас основанием к разработке и обоснованию структуры общечеловеческих ценностей. В результате данная структура приобрела в нашей работе следующую форму:

Перейти на страницу: 1 2 3