Проанализируем данные определения и покажем взаимосвязь между ними.

Разновидностью круга в определении является тавтология - ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое.

3). Правило ясности

Определение должно указывать известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке. Т.е. должны быть известны смыслы и значения терминов.

4). Правило понятности

Определения должны учитывать знания читателя или слушателя, поэтому следует определить неизвестные понятия через известные.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

- Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

- Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

- Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

- Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета (существенных) и отвлечение от других (несущественных).

- Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова.

2. Как вы понимаете формулу А. С. Макаренко: «Человек не воспитывается по частям»? Обоснуйте свою точку зрения. Приведите примеры педагогических ситуаций из области профессионального обучения и воспитания, подтверждающие данную формулу.

Для ответа на поставленный вопрос определимся какое отношение к воспитанию человека имеют педагогические понятия.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие – развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4