Педагогические категории и понятия

ИЛЬИНА Т.А.

Воспитание в широком смысле охватывает действие всех сил общества.

Воспитание в узком смысле – синоним воспитательной работы.

Воспитательная работа – специально организуемая педагогами деятельность во внеучебное время по формированию у воспитанников определенных качеств личности.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека.

Образование – процесс и результат не только обучения, но и самообразования и воздействия средств массовой информации, в результате чего человек усваивает у него формируется познавательные умения.

Развитие – широкий процесс становления и формирования личности под воздействием внешних и внутренних факторов. Ведущую роль играют обучение и воспитание.

Формирование – особая форма развития человека в процессе его жизнедеятельности и под воздействием специальных воспитательных воздействий.

ПОДЛАСЫЙ И.П.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В широком педагогическом смысле – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение – специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.

СЕЛИВАНОВ В.С.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.

Обучение – двусторонний процесс совместной, целенаправленной деятельности учеников и учителей по приобретению систематизированных знаний, умений и навыков.

Образование – это процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков, усвоения определенного культурного багажа.

Перейти на страницу: 1 2