Педагогические взгляды Толстого

2.2.5. Известно, что в активизации учебной работы большое значение имеет индивидуальный подход к учащимся. Л. Н. Толстой постоянно изучал особенности своих питомцев, различал каждую черту индивидуальности ученика.

В этом отношении особый интерес представляет его рассказ о двух школьниках - Марфутке и Савине. Марфутка была очень стеснительной, а Савин, несмотря на свои математические способности, не умел рассказывать. Эти недостатки Толстой объяснял страхом перед учителем, недоверием к себе, оскорбленным самолюбием. Индивидуальный подход к ученице Марфутке и ученику Савину, правильно проведенная диагностика привели к тому, что дети были выведены из состояния забитости и молчания. Толстой обладал исключительным талантом педагогической наблюдательности. Он чутко прислушивался к ошибкам детей в родном языке, в арифметике, устанавливал психолого-педагогические причины их ошибок, проникал в интимные переживания школьников. Он изумительно точно раскрыл такие своеобразные черты в психологии детей, как непосредственность, образность, конкретность их мышления, непосредственность и искренность в выражении мыслей и чувств.

Вот как писал об этом таланте П. Анненков в 1869 году в “Санкт-Петербургских ведомостях”: “Ни общество, ни литература никогда не забудут великих педагогических заслуг Толстого по открытию целого мира богатой внутренней жизни детей, мира, существование которого только предчувствовали до него немногие. Он проник в самые скрытые уголки этого мира и, вероятно, не один раз придется всякому учителю и наставнику, понимающему свое призвание, справляться с открытиями Толстого для того, чтобы проверить свои планы образования, уяснить многие загадочные проявления детской воли и души”[13].(Арискин и.т. Вопромы дидактики в творчестве ЛНТолстого -толстой как педагог т 1967 )

Особый интерес представляют взаимоотношения Толстого-учителя и учащихся. Они были основаны на уважении к личности ребенка, проникнуты любовью к детям, полны свободы и доверия.

2.2.6. В развитии творческих способностей учащихся, по мнению Толстого, большое значение имеют детские сочинения. Творческие работы и сочинения учащихся Л. Н. Толстой считал одной из самых ярких форм связи обучения с жизнью. По любому предмету он рекомендовал уже с самого начала обучения практиковать небольшие сочинения.

Он уделял особое внимание разработке специальной методики выбора тем для сочинений. В начальных классах он предоставлял право учащимся самостоятельно выбирать темы и лишь в отдельных случаях предлагал заимствовать их из тематики, предложенной самим учителем. В статье “Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?” Толстой пишет о способах и приемах, использованных им для развития творческой фантазии учеников и активизации учебного процесса. Что научить ребят писать самобытные, интересные сочинения, он давал следующие рекомендации:

1) предоставлять ученикам большой и разнообразный выбор тем, не придумывая их собственно для детей;

2) темы должны быть в то же время серьезными и интересовать самого учителя;

3) давать детям в качестве образцов детские сочинения, так как они всегда “справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых”;

4) во время рассмотрения детских сочинений не говорить ученикам об ошибках (орфографических и каллиграфических) и о недостатках построения предложений.

Для развития художественной стороны сочинения нужно из большого числа возникающих мыслей и образов выбрать одну и облечь ее в соответствующие слова. Учащимся лучше удавались сочинения на темы, связанные с описанием событий и воспоминаний, чем на темы, названные педагогом без учета интересов учеников, запаса их представлений и знаний. Сочинения писали обычно ученики совместно с учителем, два раза в месяц по отдельным предметам после изучения той или иной части программы.

В результате осуществления разработанной методики ученики Яснополянской школы достигли высоких творческих успехов. В статье “Кому у кого учиться .” Толстой делает вывод, что писателям нужно учиться сочинительству у крестьянских ребятишек. Лучшие повести, написанные учениками, Толстой считал “образцом языка как в отношении слов, так и их сочетаний”. Конечно, он был прав в том, что русские писатели должны черпать в народном языке все лучшее, хотя, возможно, преувеличивал литературные достижения учеников. Несомненно однако то, что систематическое написание творческих работ способствовало повышению мотивации к учебе, развитию фантазии, образного мышления учеников, общей активизации учебно-воспитательного процесса.

2.3. В своих педагогических статьях Л. Н. Толстой уделяет большое внимание обоснованию принципа свободы в воспитательно-образовательном процессе. Толстой не случайно так много занимался этой проблемой. Свободное воспитание в понимании Толстого во многом обусловлено его политическими и философскими взглядами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11