Дидактические занятия и игры

Значение сюжетно-ролевых и дидактических игр в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно-ролевые игры оказывают общее развивающее влияние на личность будущего школьника, а дидактические игры с правилами связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. Т. е. в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу.

Уже младших дошкольников нужно учить производить выбор по образцу: перед ребенком ставится проблема из ряда однородных предметов выбрать аналог по образцу. Подобная игра несет в себе элемент классификации. Таким образом родители подводят ребёнка к самостоятельным обобщениям: опираясь на непосредственный чувственный опыт, развивают у него на доступном материале элементы логического мышления. Группировка по образцу становится предпосылкой возникновения у детей понятийного мышления, которое лежит в основе всего школьного обучения.

Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в детском саду составляет основу овладения некоторыми элементами учебной деятельности. В подготовительной группе детей учат центральную линию при изображении симметричных форм. Идет подготовка к тому, чтобы в 1-м классе дети легко овладели на уроке изобразительного искусства при построении рисунка применять вспомогательные линии: вертикаль, горизонталь, наклонную касательную, оси симметрии, прорисовывать невидимую часть предметов. Занятия по рисованию, лепке, аппликации способствуют подготовке к урокам ИЗО, математики, труда. При письме и рисовании вырабатывается навык правильного положения корпуса, рук, умения держать ручку, карандаш. Задачи эстетического воспитания в детском саду разнообразны. Они включают формирование у ребёнка представлений о мире искусства, воспитание эстетических чувств и отношений, а также разнообразных навыков художественной деятельности. На занятиях ИЗО осуществляется задача всестороннего развития личности, формируются и закрепляются умения, навыки, необходимые в учебной деятельности: дошкольники овладевают умениями слушать, запоминать и последовательно выполнять задания; подчинять свои действия правилам, определяющим способ их выполнения; укладываться во времени; оценивать свою работу; находить и исправлять ошибки, доводить работу до конца; держать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.

Психологические предпосылки включения ребёнка в коллектив класса и школы складываются у старших дошкольников в результате их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе детского сада.

Помимо психологической готовности, дошкольнику необходим известный запас сведений об окружающем мире — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о началах моральных норм поведения.

Особое место при работе с детьми в детском саду занимает сообщение им знаний и формирование навыков, традиционно относящимся собственно к школьным — грамоте и математике. Овладение детьми грамоте и математике происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету. Овладение грамотой — это сложная умственная деятельность, которая требует определенной зрелости многих психических функций ребёнка. Поэтому к письму дошкольников надо готовить задолго до того, как они начнут осуществлять все функции письма.