Проектирование образовательного процесса.

Проектирование образовательного процесса должно предусматривать возможность развития индивидуальной деятельности с отработкой умений и навыков. При этом необходима особая работа по выявлению субъективного опыта каждого студента. Основным результатом учения должен стать сформированный индивидуальный стиль познавательной деятельности – залог или основа профессиональной творческой деятельности.

Но к трудовой деятельности, отмечал Л.С. Выготский, следует подходить не с точки зрения ее приспособления к наличным данным человека, а как к деятельности, которая органически вплетается в общую систему его развивающегося поведения. В этой связи перед психологией и педагогикой встают проблемы разработки своеобразных «информационных моделей» для организации профессионального обучения, для формирования соответствующих умений и навыков.

Как показывают исследования в этом вопросе, в дидактике высшей школы наметилось несколько направлений в поисках путей совершенствования обучения. Первое направление выражает тенденцию к интенсификации обучения. Исходя из того, что несоответствие уровня подготовки выпускников высшей школы специальным требованиям связано с недостаточностью объема и характера знаний, предусмотренных учебными планами и программами, предполагается их расширение.

Другое направление – интенсификация обучения, это поиски средств и методов, позволяющих за наименьшие сроки обучения передать обучаемым большее количество информации.

Третий путь усматривается в совершенствовании содержания учебных дисциплин внутри самой системы научных знаний о предмете – в упорядочении накопленного знания с тем, чтобы сделать его средством развития интеллекта и способностей личности, осуществить переработку научного материала вузовских курсов в направлении его концентрации, обобщения, замены традиционных трактовок более рациональными, провести модернизацию научных основ учебных дисциплин с учетом обобщающих тенденций современной науки и эффективного использования уже освоенного студентами научного аппарата для приобщения их к новым знаниям.

Однако ни экстенсификация, ни интенсификация обучения к желаемым результатам не приводят из-за лимита времени обучения и информативной «емкости» усваиваемого студентами материала. Опыт модернизации учебных программ, не опирающийся на логико-психологические и педагогические основы обучения, логические основы строения современной науки, анализа современных форм технического мышления также не даст желаемых результатов. В сферу внимания современной дидактики высшей школы входит направление фундаментализации и профессионализации знаний при системном изучении предметов. В актуализации этого направления следует усматривать выражение особенности происходящих научно-технической и научно-технологической революций, которая проявляется в тенденции органического соединения науки и производства, углублении противоречий между интеграционными процессами и процессами специализации, как в производстве, так и в науке. Это противоречие находит свое отражение в требованиях к специалисту нового типа в любой области профессионального труда. С одной стороны, он должен обладать широтой знаний, и не только в своей предметной области, но и в смежных, уметь ориентироваться в «приращениях» научных знаний и своевременно их ассимилировать в своей профессиональной деятельности. С другой стороны, он должен хорошо владеть профессиональными знаниями и умениями в сравнительно узком круге своих непосредственных профессиональных задач.