Организация жизнедеятельности ребенка  

Группа педагогов, во главе с Шацким, начала свою деятельность в 1905 году, а материалом своей работы они выбрали детей. Лозунг, под которым началась их педагогическая деятельность, был следующим: "Дети-работники будущего".

Вся работа началась с детского клуба, детского сада и колонии, где Шацкий и другие педагоги организовывали детские сообщества и изучали их, а в дальнейшем уже перешли к школе, где нужно было думать об иных методах и программах.

"Вся наша работа носила социальный характер, т.к. была связана с изучением среды, в которой росли наши дети; она велась в форме клубной работы, необычной для того времени по своей организации (детское самоуправление)".

Для того, чтобы правильно осветить действующую педагогическую "систему", Шацкий решает четко очертить ее цели, программу, методы и организацию.

"Когда мы говорим о цели

педагогической работы, то надо различать общие цели и цели ближайшие, которые себе ставит данная работа. Постановка общих целей не зависит от педагогов. Эти цели ставит сама жизнь, то ее направление, которое характерно для каждой исторической эпохи.

Мы себе ставим ближайшую цель.

Ближайшая цель

– организация детской жизни сейчас, в каждый данный момент. Эта реальная цель ставит перед педагогами важнейшие вопросы, над которыми педагогика обязана работать. Это то, что недоработано, не продумано педагогикой протекшего времени, то, что осталось нам в наследство".

Что же значит организовывать детскую жизнь? Что понимал под этим Шацкий?

Воспитание

– есть организация детской жизни, объект воспитания – ребенок, и в нем надо, прежде всего, ценить то, что он есть растущий организм. "Единственное назначение школы и учителя – организовывать разнообразные деятельности детей, все время их изучая".

Итак, как уже прозвучало выше, организовывать жизнь

детей

, – значит, организовывать их деятельности: (деятельность самосохранения (охраны здоровья), труда физического, игры, искусства, деятельности умственную и социальную).

Организация детских деятельностей должна отвечать их возрастным периодам, с одной стороны; с другой стороны, быть по возможности полной и жизненно необходимой для них. Как можно строить программу для осуществления этой цели? Ее следует строить не по предметам и не по комплексам их (как искусно бы мы это не делали), а по деятельности.

Какую же роль должны играть в этой программе старые предметы – язык, математика, естествознание? Они черпают материал со всех видов деятельности детей, известным образом обрабатывая его, давая ему словесное, письменное выражение, выявляя математические соотношения и природные закономерности.

Разумеется, такая программа очень сильно отличается от обычных, где центр тяжести лежит в комплексе более или менее связанном – а чаще в совершенно разрозненном – знаний, которые ребенок должен усвоить в определенный период времени. Программа Шацкого заставляет вглядываться и изучать детскую жизнь во всем ее реальном значении, она социальна и педологична от начала до конца. Ее учет и контроль лежат в достижениях, отражающихся на детском быте. Она влечет за собой изучение среды материальной и социальной, в которой протекает жизнь детей. Она действительно связывает школу с жизнью.

Перейти на страницу: 1 2 3