Эффективность использования кукольного спектакля как средство развития композиционных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

На данном этапе исследовались композиционные умения и навыки контрольной группы. В проведении контрольного эксперимента применялась та же методика, что и в констатирующем этапе. Вместо просмотра спектакля проводилось рассказывание сказки.

После рассказывания с целью закрепления содержания рассказа проводили беседу по следующим вопросам:

1. Кто из героев вам понравился больше всего?

2. Кто не понравился? Почему?

3. Как поступила девочка Маайа?

4. Что означает выражение "любить маму?"

Проанализировав ответы детей по рассказу "Икки ийэ, икки кыыс", можно сказать, что дети правильно поняли содержание рассказа. Характерные ответы детей приводим в таблице 8.

Таблица 8

1

2

3

4

Вилена К.

Понравилась Маайа. Она очень любит свою маму и всегда ей помогает

Клара не понравилась. Она ленивая

Она пожалела маму и дала ей немножко отдохнуть

Всегда ей помогать,

жалеть её

Надя Р.

Маайа, конеч-но, понрави-лась. Она ведь трудолюбивая

Клара мне не понравилась, потому что не любит маму.

Маайа занесла дров, пошла искать телен-ка.

Её надо лю-бить, цело-вать, помогать ей

Алик Л.

Маайа понравилась, она похожа на мою сестру. Моя сестра всегда помогает маме

Клара мне совсем не понравилась. Она избало-ванная. Мам её никогда не ругает, поэто-му дочка растет плохой

Маайа помогла маме

Любить зна-чит постоянно быть рядом с мамой.

Саргы Н.

Маайа больше всего понравилась

Маайа не поцеловала маму, но она ей помогла

Все время ей помогать, не обижать

При рисовании дети пользовались только акварелью. Анализ рисунков показал следующее (см. приложение 8): общий уровень умений и навыков композиционного построения средний (48,7%). У четверых детей наблюдается высокий уровень композиционных навыков (62,5%). Они владеют умениями построения воздушной перспективы, используют яркий цвет главных героев, ритм, динамику движения персонажей, изображают объекты по всему листу.

Очень интересна работа Саши В. Он дополнил свой рисунок рекой, мостиком, которые в рассказе отсутствуют. Изображение мостика дано с загораживанием телёнка и девочки: "Они переходят реку. Река темно-голубого цвета, потому что поднялся ветер, появились волны". Хотя Саша нарушил реальное явление действительности (девочка сидит верхом на ребенке), рисунок отличается оригинальностью способа рисования (форма солнца, волн различными линиями).

Рисунок Саргы Н. отличается миниатюрностью изображения персонажей: две мамы стоят внизу, а наверху две девочки парят как птички. Вот так объяснила Саргы Н. свой рисунок: "Это мамы хотят поймать своих детей. Девочки не желают возвращаться домой". Возможно, такое изображение у девочки получилось в силу психологического барьера, комплекса, причиной которому служит неумение изобразить человека, т.е. прошла недостаточное обучение по формированию графического опыта.

Выясняя особенности отношения детей к изобразительной деятельности, мы провели наблюдение за процессом рисования. Полученные результаты видны в таблице 9.

Таблица 9

Имя,

фамилия

ребенка

Как включиться в деятельность

Как действует

По собственной инициативе

По просьбе

По

принуждению

Самостоятельно

Увлеченно

Достигает

результат

Обращается за

помощью

Совместно или

индивидуально

1

Айтал А.

+

+

2

Аня А.

+

+

3

Наташа А.

+

+

4

Саша В.

+

+

5

Галя И.

+

+

6

Вилена К.

+

+

7

Алик Л.

+

+

8

Саргы Н.

+

+

9

Вера П.

+

+

+

10

Надя Р.

+

+

Перейти на страницу: 1 2 3