Отражение в композиции рисунка детей старшего дошкольного возраста содержания кукольного театра.

Детский рисунок, выполненный после просмотра спектакля, содержит очень много ценной информации. Главное в детском рисунке – не воспроизведение жизненной реальности, как таковой, а воссоздание единичного мира, обобщенное и лаконичное воплощение жизни именно в театре кукол. Это исходная позиция при оценке и анализе творческих работ дошкольников.

Экспериментальная работа проводилась в детском саду “Кэнчээри” с. Амга с группой детей старшего дошкольного возраста: 10 детей контрольной и 10 детей экспериментальной группы.

А. Михайлова, доктор педагогических наук, выделяет несколько критериев анализа рисунков. Одни связаны с особенностями детской “графической речи”, другие со спецификой кукольного театра.

Наиболее важнейшим критерием мы считаем “эффект оживленной куклы”. Ребенок должен изображать не куклу, как таковую, и не жизненный персонаж, а образ, синтезирующий образы того и другого.

Ученые единодушны в положительном значении оценки рисунков в беседе с детьми. Важно похвалить каждого ребенка, отметить удачно выраженный цвет, интересную деталь и так далее. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то, что ребенок не отразил существенных особенностей спектакля.

Оценка должна пробуждать у детей наблюдательность, воображение. Заставляя задуматься, она способна углубить понимание спектакля.

Генрих Игитян, руководитель первой в мире детской картинной галереи в Ереване, считает, что очень часто взрослые, исправляя так называемые детские “нелепости”, не подозревают. Что именно в этом может быть и обнаруживается самобытность малыша. Не исправлять, а совместно обсуждать рисунок, ненавязчиво комментируя, вспоминая, как было в театре: опыт – главный путь.[ ]

Обсуждение рисунков, выполненных после просмотра спектакля, должно стать шагом вперед по пути овладения ребенком языком искусства кукольного театра.

Таким образом, спектакль кукольного театра способен быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество. Чем интенсивнее это эмоциональное воздействие, чем выше художественный уровень спектакля, тем интереснее и многообразнее детские рисунки. И если суметь их правильно прочитать, они становятся настоящей “рецензией” на спектакль.