Особенности передачи театрального сюжета в композиции рисунка.

Образы в творческих рисунках привлекают не только непосредственностью видения, жизнерадостностью, но и композиционной слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемых предметов, цветовой гаммой и т. д. Художественный образ отражаемых героев кукольного театра, прежде всего, зиждется на выразительности. Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание рисунка сами по себе не существуют; они неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением определенной мысли автора-ребенка. Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.

Известно, что рисунки дошкольников отличаются своим жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. В большинстве детских рисунков мы видим яркие, открытые цвета: синее небо и белые облака, яркие цветы на светло-зеленом лугу и т. д. То есть резкий контраст цветовых пятен.

При передаче отрицательных образов театра показательно, что ребенок сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим образам.

Композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.

Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом виде изображается, например, то место, где происходит событие. Предметы располагаются друг над другом; дорога тянется через весь лист, перпендикулярно к ней изображаются дома, деревья. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в ее реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Однако в рисунках дошкольников можно встретить и воздушную перспективу.

Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритмичность придает организованность, упорядоченность построению рисунка. Это отвечает часто по существу избранной ребенком теме (например, ритм повторяющихся фигур в рисунке танца героев театра).

Композиция детского рисунка не всегда совпадает полностью с картинками театра, потому что они не копируют структуру пространственных отношений, реальной действительности, а находят такое расположение предмета в пределах плоскости листа бумаги, которое отвечает задуманному содержанию.

Дети не до конца осмысливают порой как внутрипредметные, так и межпредметные связи; некоторые предметы включаются ими в связи совершенно непроизвольные. В сюжетных рисунках они часто нарушают пропорции предметов, хотя и не замечают этого (фигура человека выше дома, птицы больше дерева и т. д.).

В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, жестов, определенного расположения фигур.

Итак, дети находят выразительные средства для воплощения своего замысла – цветовые сочетания, форму, композицию, перспективу, расположение листа. В рисунке они передают свое отношение к театру кукол.

Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять целостное впечатление от спектакля кукольного театра.

У детей 5 - 6 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построения рисунка как выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляют их в своем сознании.

Большое значение в процессе создания образов приобретают индивидуальные особенности детей. Они проявляются не только в своеобразном видении театра кукол, но и в сохранении индивидуальной манеры исполнения