Психология как наука.

Понятие о предмете психологии

Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. (Сам термин психология происходит от двух греческих слов: «психе» – душа и «логос» – слово, учение.) Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества.

Материалистическое и идеалистическое понимание психики

Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и невещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Позднее возникли и оформились в принципиально противоположные, взаимоисключающие друг друга философские направления: материализм и идеализм.

Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни.

При этом следует иметь в виду, что если появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей на ранних ступенях развития человеческого общества, то сохранение идеализма до настоящего времени порождается стремлением эксплуататорских классов использовать идеализм для обоснования и упрочения своего привилегированного положения. На протяжении всей истории человечества идеализм был и остается философией всего реакционного, отживающего.

Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Психика, – говорят идеалисты, – это проявление бесплотной, нематериальной основы – «абсолютного духа», «идеи». В зависимости от исторических условий идеализм меняет свои формы, но сущность его остается той же.

В противоположность идеализму материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи, а материя – как первичное, как субстрат (основа), носитель психики.

Первичность материи и вторичность психики убедительно можно доказать тем, что психика возникает только на определенном этапе развития материи. До появления на Земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст которой исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа появились только несколько миллионов лет назад. «Естествознание, – писал В. И. Ленин, – положительно утверждает, что земля существовала в таком состоянии, когда ни человека, ни вообще какого бы то ни было живого существа на ней не было и быть не могло. Органическая материя есть явление позднейшее, плод продолжительного развития… Материя есть первичное, мысль сознание, ощущение – продукт очень высокого развития.

Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство особым образом. организованной материй – мозга. То, что психика действительно является продуктом деятельности мозга, особым свойством его, доказывается многочисленными экспериментами над животными и клиническими наблюдениями над людьми. Так, при определенных поражениях мозга всегда неизбежно наступают изменения психики, и притом, вполне определенные: при поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается ориентировка человека в пространстве, а при поражении височных отделов – восприятие (понимание) речи, музыкальных мелодий. Эти и многие другие примеры показывают, что психика неотделима от деятельности мозга.

Перейти на страницу: 1 2