Мышление.

Мышление – есть опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Структура мышления:

1. Условные рефлексы – формируются в течение жизни.

2. Безусловные рефлексы – врожденные.

3. Интеллектуальная деятельность.

На чувственной ступени познания внешние воздействия непосредственно, прямо приводят к возникновению соответствующих образов в нашем сознании. Отражение объективной действительности на логической ступени познания значительно сложнее. Оно носит не непосредственный, а опосредствованный характер, т. е. совершается с помощью целой системы средств, которые обычно отсутствуют на чувственной ступени познания.

Если предложить ученикам представить себе, как выглядят жилища различных народов, то, вероятно, перед мысленным взором одних предстанут современные, другие увидят чум, третьи – избу, и т.д. Возникшие в этом случае представления есть результат чувственного отражения действительности. Такие представления являются непосредственным воспроизведением тех реальных предметов или изображений, которые имелись в прошлом опыте человека.

Процесс мышления:

1. Анализ – условное разделение на части, выделение признаков.

2. Синтез – средства для объединения отдельных элементов, которые выделяются в результате анализа.

3. Сравнение – сопоставление объектов между собой, выявление сходства или различия.

4. Абстрагирование – мысленное выделение какого-либо свойства, отличного от всех других.

5. Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений по какому-либо признаку.

6. Классификация – разбиение множества каких-либо объектов на группы по определенным признакам.

7. Систематизация – разбиение, а затем объединение по классам, видам.

Если изменить задание и предложить ученикам ответить на вопрос: «Что такое жилище человека?», то для этого обязательно нужно представить себе, как выглядят различные жилища, но этого недостаточно. Необходимо сравнить между собою различные виды жилищ, а для того чтобы сравнить их, нужно выделить признаки, присущие тем или иным из них. При этом, очевидно, окажется, что одни признаки будут общими, другие – резко различными. Для того чтобы сказать, что такое жилище вообще, нужно будет отвлечься от особых признаков и объединить то общее, что присуще каждому из видов жилищ. Только совершив подобные мыслительные операции, окажется возможным дать общее определение тому, что такое жилище человека. Создание такого определения является уже не чувственной, а логической ступенью познания, является результатом мышления человека. Решение поставленной задачи оказалось возможным только с помощью определенной системы мыслительных операций.

Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление как опосредствованное отражение действительности.

Кроме того, мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного отражения мира, т. е. образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления.

Отражение действительности на уровне мышления опосредствовано также и словом. Вернемся к примеру. Представления конкретных жилищ возникают в сознании человека в виде соответствующих образов. Общее же определение жилища может быть дано только посредством слова.

Перейти на страницу: 1 2 3