Воспитание (методы, средства).

Воспитание – (питание) это управление процессом социального развития личности через включение человека в различные виды социальных отношений: в учебе, общении, игре и практической деятельности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешние воздействия. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно-организованное воспитание.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные влияния общественной и природной среды. Там, где есть воспитание, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды. Там, где есть воспитание, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов. Там, где есть воспитание, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории затем был и немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.

Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач совместной деятельности. Выбор методов и их исполнение всегда осуществляется в соответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом общественно-воспитательных задач, с учетом влияния общественно окружающей среды, а также с учетом возрастных и психических особенностей учащихся.

Методы воспитания:

1. Методы убеждения – это путь воздействия на сознание воспитанников для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, для формирования взглядов: относятся различные виды изложения информации в форме рассказа, диалога, инструктажа, обращения, внушения. Убеждение – это воздействие на сознание, а внушение – это специфическая форма воздействия, направленная на подсознание.

2. Методы упражнений (или приучений) – это метод управления деятельностью воспитанников, помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные задачи: относятся различные виды заданий на деятельность: индивидуальную, групповую в виде поручений, требований, состязаний, показа образцов и примеров создания ситуации успеха (они указывают положительные действия, если подобраны правильно).

Перейти на страницу: 1 2