Искусство обучения.

В процессе обучения обязательны два человека: учитель и ученик, и между ними проходит какая-то деятельность.

Обучение – общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта и воспроизведение.

Структура деятельности человека:

Цель (порождает)

Мотив

Потребность (побуждает к деятельности)

Какие действия производит

Какими средствами

Через какой предмет

Результат

Цели:

1) Образовательная: получение каких-то знаний, основ.

2) Воспитательная (первичная): вырастит человека-идеала: доброта, красота, истина.

Модель учебного процесса:

Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учащегося, которые направлены на решение задач обучения (способ продвижения к истине).

Методы обучения:

1) Словесные методы (устные, печатные, рассказ, лекция, дискуссия, объяснение).

2) Наглядные методы (схемы, диафильмы).

3) Практические методы (упражнения, (устные, письменные), практическая работа, лабораторная работа).

Выбор метода зависит от:

От учителя, от учащегося, от предмета, от времени, отведенного для изучения данной темы.

Средства обучения материальный объект, который может быть использован для усвоения знаний.

ТСО – технические средства обучения (видеоматериалы, программированное обучение).

Формы обучения – специальная конструкция процесса обучения.

1) Классно-урочная форма обучения:

«–» Ученики с разным темперамента, с разным уровнем развития.

«+» Ученики находятся в коллективе, проходится единая программа, четкий график обучения (40 минут – урок, 10 минут – перемена).

2) Индивидуальная форма обучения.

3) Бел-Ланкастерская: (большого распространения не получила)

«–» Качество обучения достаточно низкое.

«+» Массовое обучение.

4) Батовская система (конец XIX – начало XX США).

Предлагается создать 4 класс, которые бы объединили с одинаковыми способностями:

1. основные классы.

2. классы для малоспособных.

3. вспомогательные класса (для умственно-отсталых)

4. переходные классы (изучение иностранных языков) была широко развита в Германии, в Австралии до сих пор существует эта система, В Англии существуют типы таких школ.

5. Создание сети лабораторий или сети мастерских. Уроки заменяются занятиями в лабораториях и мастерских.

«–» Уровень развития невысок (не объясняется новый материал)

«+» Лучшее закрепление материала, закрепление практических знаний.

На уроке необходимо учитывать, когда действует восприятие, усвоение информации, как используются мотивации, наклонности учения, чтобы лучше усвоить материал:

1. Познавательный процесс.

2. Мотивация учения.

3. Напряжение, с которым работает объект и субъект процесса обучения.

Ученик получает знания, навыки, умения.

Правила природосообразности:

1. Педагогический процесс учит возрастные и индивидуальные способности учащегося.

2. Необходимо развивать самообразование, самовоспитание, самообучение учащегося.

Принципы:

1) Принцип гуманизации (социальная защита человечества формирование правильного человека, на базе уважения к ребенку).

2) Принцип целостности.

3) Принцип демократизации (выбора) участники педагогического процесса имеют право выбрать то учебное заведение, которое им лучше, право самообразование.

4) Принцип культуросообразности: в педагогическом процессе необходимо использовать культуру.

Перейти на страницу: 1 2