Возрастная периодизация развития ребенка.

6. Старший школьный возраст – 15 – 17 лет. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Данная классификация позволяет раскрыть механизм смены возрастных периодов, исходя из диалектико-материалнстического положения о движущих силах развития как борьбы противоположностей между новыми потребностями и старыми возможностями их удовлетворения.

Механизм смены периодов, как показывает Д. Б. Эльконин, заключается в изменении соответствия между уровнем развития отношений с окружающими и уровнем развития знаний, способов действия. Например, взаимодействие уровня развития познавательной сферы младшего школьника и овладение новыми действиями приводит к появлению у подростка потребности в изменении содержания и способов отношений с окружающими и к необходимости со стороны взрослых изменить отношение к подростку.

Возрастной период

Ведущая деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Какая сфера психики преимущественно развивается

Новообразования возраста

Младенческий

(0-1 г.)

Непосредственное эмоциональное общение

На познание

отношений

Личностная

(потребностно-мотивационная)

Потребность в общении. Эмоциональные отношения

Раннее детство

(1-3 г.)

Предметно-манипулятивная деятельность

На познание

предмета

Познавательные процессы

Речь и наглядно-действенное

мышление

Дошкольный возраст

(3 – 7 лет).

Ролевая игра

На познание

отношений

Личностная

(потребностно-мотивационная)

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой

деятельности

Младший школьный – возраст (7 – 11 лет)

Учение

На познание

начал наук

Интеллектуально-познавательная

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.

Подростковый возраст (11 – 15 лет)

Деятельности общения в процессе обучения, организованной трудовой деятельности

На познание системы отношений в разных ситуациях

Личностная

(потребностно-мотивационная)

Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни

Старший школьный возраст (15 – 17 лет)

Учебно-профессиональная

На познание

профессий

Познавательная

Мировоззрение, профессиональные

интересы

Перейти на страницу: 1 2