Педагогика как наука.

Для того чтобы человеческое общество продолжало свое развитие, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям людей. Передача старшими поколениями и активное усвоение новыми поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе, называется воспитанием.

Предмет педагогической науки – воспитание, реализовывается которое через педагогическую систему.

Воспитание трактуется, как функция человеческого опыта передавать новым поколениям накопленные обществом ценности.

Воспитание – процесс передачи опыта от одного поколения к другому.

Образование – процесс усвоения отдельно взятой личностью обобщенного опыта, накопленного поколением.

Тезис о том, что человек, преобразуя действительность., преобразует самого себя, имеет принципиальное значение, но ни в коей мере не отрицает понимания воспитания как процесса передачи старшими поколениями и активного усвоения новыми поколениями социального опыта человечества, ибо процесс преобразования действительности невозможен без осмысления всего, что уже создано человечеством.

Воспитание, по словам В. И. Ленина, является вечной категорией. Оно возникло одновременно с зарождением общества и будет существовать на всех этапах его развития. Родители передают свой опыт детям, старшие младшим, более опытные менее опытным, при этом воспитуемые включаются в активную деятельность, общение, сами обогащают свое сознание. В результате люди воспринимают определенный образ жизни в обществе, совершенствуя себя в деятельности, труде, поведении, общении с окружающими, взаимодействуя с природой.

Многие века процесс воспитания протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. Затем он стал занимать умы ученых-философов, которые анализировали формы общественного сознания, наиболее общие понятия о мире, о месте человека в нем.

Научные взгляды на воспитание получили отражение в трудах таких известных философов, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан и др.

Термин педагогика возник в Древней Греции и означал в переводе на русский язык детовождение. Педагогом тогда называли наставника, лицо, воспитывающее и обучающее детей.

Предмет педагогики – это воспитание человека как особая функция общества.

Организованным воспитанием многие годы охватывались лишь дети, и педагогику поэтому называли наукой о воспитании детей. Поскольку система образования и воспитания касается теперь нс только детей, но практически всех людей, то педагогикой называется наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. Такая трактовка педагогики особенно актуальна теперь, когда в нашей стране создается система непрерывного образования, включающая все звенья: от дошкольных учреждений до многообразных форм общего, профессионального образования и повышения квалификации работающих.

Собственно педагогические учения были развиты в эпоху Возрождения в трудах Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразма Роттердамского.

Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского. Его выдающийся труд «Великая дидактика» и до сих пор остается замечательным памятником, знаменующим рождение научной систематизированной педагогики. Сформулированные им принципы, методы, формы обучения и воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

Взгляды английской буржуазии на воспитание наиболее четко сформулировал Джон Локк.

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды французских просветителей Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция, Д. Дидро.

Демократические идеи в области развития педагогической мысли отстаивали выдающийся швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци и немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.

Широко известны в научной педагогике труды немецкого ученого Иоганна Фридриха Гербарта. Родоначальниками революционно-демократических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и В. А. Добролюбов. Большое влияние на становление отечественной научной педагогики оказали труды Л. Н. Толстого и Н. И. Пирогова. Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К. Д. Ушинского. Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Л А. Крупская, М. И. Калинин , А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

Перейти на страницу: 1 2