Исправление речевых ошибок младших школьников в условиях экспериментального обучения.

Для проведения формирующего эксперимента была разработан комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся второго класса. ( см. Приложение 3) При этом под комплексом

понимается «совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое».[35, 356] Профилактика гайморита как вылечить гаи морит профилактика Солнышко.

Комплекс включал в себя 42 упражнения на редактирование текста. Комплекс упражнений был составлен на основе примеров ошибок, которые допустили дети, и дополнен другими примерами. Учащимся предлагалось выполнить по одному упражнению на каждом уроке русского языка в период с января 2000 по апрель 2000 года. Ученики выполняли следующие типы упражнений.

Упражнения на построения предложений (простых и сложных).

Упражнения на устранение повторов в речи.

Упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и в построении словосочетаний.

Упражнения на устранение различных речевых ошибок.

В ходе экспериментального обучения данные виды упражнений чередовались. Детям предлагалось для разбора 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания, в которых были допущены ошибки.

Первый тип заданий – упражнения на построение предложений

.

Пример. Урок на тему «Непроизносимая согласная в корне слова».

Работа по исправлению речевых ошибок выглядела следующим образом.

Учитель предлагает детям выполнить задание к упражнению: Найдите в предложении лишнее слово: « В саду собирают яблоки, фрукты, груши».

Какое слово лишнее?

Фрукты.

Почему слово «фрукты» лишнее?

Потому что слово «фрукты» включает в себя и яблоки, и груши.

Каким другим словом можно заменить «фрукты»?

Сливы, персики, абрикосы и т. д.

Аналогично велась работа и над другими предложениями: «На празднике было много детей, мальчиков, девочек. На лугу растут чудесные ромашки, цветы, колокольчики».

Второй тип заданий – упражнения на устранение повторов в речи.

Как показал анализ констатирующего эксперимента, повтор одних и тех же слов в рамках небольшого контекста является одной из самых распространенных ошибок в письменных работах учащихся. Следовательно, упражнениям данного вида уделялось особое внимание.

Пример. Урок на тему «Предлоги и приставки».

Учитель предлагает детям прослушать отрывок текста.

Послушайте небольшой рассказ и найдите в нем ошибки.

Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

Какую ошибку вы нашли в данном тексте?

В каждом предложении повторяется слово «побежали».

Какими другими словами можно заменить это слово в нашем рассказе?

Погнались, понеслись, направились, пустились.

Каким из слов, названных вами, заменим слово «побежали» в предложении «За ними побежала стая волков».

Погналась.

Какое слово употребим вместо «побежали» в предложении «Лоси побежали к сторожке».

Пустились.

Запишите в тетрадях исправленный текст.

«Лосиха с лосенком побежали. За ними погналась стая волков. Лоси пустились к сторожке».

Третий тип заданий – упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и построении словосочетаний.

Перейти на страницу: 1 2