Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей с нарушениями слуха.

Дошкольный возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов. Праздники, как часть учебно-воспитательной работы, как часть детства, играют немаловажную роль в развитии этих процессов. Наибольшее влияние они оказывают на развитие внимания и памяти.

Внимание рассматривается психологией как направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. /16, с. 231/

По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством – новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привычки. А праздник для ребенка – это всегда масса новых, ярких впечатлений. На празднике часто используются сюрпризные моменты, меняются действующие лица и виды деятельности. Таким образом, можно говорить о постоянном использовании на нем непроизвольного внимания детей.

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Оно возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно выполняет программу действий. Необходимость волевых усилий для организации внимания ярко проявляется при вхождении в работу, при возникновении в ней затруднений, ослаблении познавательного интереса, а также при наличии помех (новых, сильных или эмоционально значимых раздражителей).

В процессе подготовки праздника сурдопедагог объясняет детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывает, что на нем будет и что надо будет сделать детям. Таким образом, перед детьми ставится задача, которую они при помощи педагогов и выполняют. Так “запускается” механизм и происходит тренировка произвольного внимания.

Помимо произвольного и непроизвольного внимания, может быть выделен еще один особый его вид – послепроизвольное внимание. Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только его результат, как при произвольном сосредоточении, то есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Деятельность так захватывает в этом случае ребенка, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания.

Поскольку у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом произвольное внимание очень неустойчиво, в основном, в процессе подготовки и проведения праздников используется непроизвольное и послепроизвольное внимание. Но следует помнить, что произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.

Таким образом, подготовка и проведение праздников в детском саду для детей с нарушенным слухом является одним из средств развития всех видов внимания детей.

Процесс подготовки и проведения праздников играет большую роль в развитии памяти. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта и называется памятью. /16, с. 291/ В памяти различают основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. По характеру психологической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В процессе подготовки и проведения праздника у детей используются и развиваются все вышеназванные виды памяти.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она активно используется в постановке танцев, жестовом пении, а также у детей с нарушенным слухом, в связи с использованием детьми дактилологии и жестовой речи, она тесно связана со словесно-логической памятью.

Перейти на страницу: 1 2