Экспериментальное исследование особенностей жестового общения учителей начальных классов на уроке

Экспериментальная часть исследования была организована на базе начальных классов в средних школах №№25, 18, 38 и школе-лицее №26 г.Саранска, а также в школе №2 г.Краснослободска.

Цель исследования: изучить особенности жестикуляции как одного из ведущих компонентов невербального общения в деятельности педагога начальных классов.

Задачи исследования:

- уточнить методику исследования жестикуляции учителя, предложенную В.А.Петровой;

- провести серию наблюдений и анкетирование учителей начальных классов;

- проанализировать полученные эмпирические данные№

- сделать обобщение и выводы.

Методы исследования. Для получения полноценных и достоверных результатов использовались методы: наблюдение, анкетирование, беседа, количественный и качественный анализ полученных данных.

Этапы исследования:

1. Планирование исследования, поиск, корректировка и подготовка текста анкеты;

2. Проведение анкетирования учителей и наблюдений на серии уроков (апрель 1999 г., декабрь 2000 г., апрель 2001 г.).

3. Обработка и первичный анализ полученных эмпирических данных.

4. Оформление результатов эмпирического исследования.

Объект исследования: педагогическая деятельность учителя.

Предмет исследования: жестикуляция как важный компонент педагогического общения.

Ход исследования:

Настоящее исследование было организовано в 10 различных классах (у 10 различных учителей). Оно проводилось в течение нескольких уроков (табл.1). В ходе наблюдения выявлялось, какие жесты, и с какой частотностью употреблялись учителем в ходе урока. В результате проведенных наблюдений были зафиксированы наиболее часто используемые учителями жесты, а также частота их использования за урок.

Краткое описание категорий жестов:

1. Указывающие жесты (пальцем или указкой) часто рассматриваются как жесты агрессивности и превосходства (Петрова), хотя, на наш взгляд, они боле всего употребляются как жесты, подкрепляющие информацию, или ориентирующие учащегося в образовательном пространстве.

2. Сцепленные пальцы – жест напряженности, который считается нежелательным в ходе педагогического общения.

3. Теребление указки, кольца, почесывание головы – жесты, свидетельствующие о неуверенности, повышенной тревожности.

4. Использование скрытых барьеров (с помощью предметов, стола и пр.) – жесты защиты педагога от нежелательных воздействий со стороны окружения, поиска опоры в случае неуверенности в себе.

5. Руки в бока (упираются в талию, «женская боевая поза» по Е.Петровой) – жест, давления на детей, доминирования и агрессивности.

6. При слушании ответов указательный палец (ладонь) подпирает щеку – жест критичного, негативного отношения к собеседнику, информации, которую он сообщает.

7. Стучит по столу – выражение недовольства, ярости, гнева.

8. Раскрытая поза, в том числе раскрытые ладони – жесты, свидетельствующие о положительном, открытом для взаимодействия общении, предполагающем равноправный, демократический стиль педагогической деятельности.

9. Опирается на стол, стул руками– жесты, выражающие определенную степень недовольства ситуацией, поиск опоры для придания уверенности в себе.

10. Описательно-изобразительный жест (руками) – жесты, помогающие описывать тот или иной предмет, процесс, феномен, то есть жесты, дополняющие вербальную информацию.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6