Уроки труда, их содержание и методы обучения

Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путем устного обмена мнениями учителя и учащихся. Она способствует активизации детского мышления: под руководством учителя дети осмысляют учебный материал, обсуждают его, устанавливают связи между теоретическим материалом и практикой. Беседа может использоваться на различных этапах урока. Проводимая в начале урока беседа помогает детям устанавливать связи с предшествующими занятиями, определять материалы и инструменты, необходимые для работы, представлять последовательность трудового процесса. Особенно ценной следует считать эвристическую беседу, которая позволяет максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельно находить решение посильных учебных задач. Как и рассказ, беседа бывает более убедительной в том случае, когда она сопровождается демонстрацией натуральных предметов и их изображений. В ходе практической работы может возникнуть необходимость проведения текущей беседы. В которой путем постановки конкретных вопросов и ответов на них учитель передает дополнительную информацию о трудовом процессе. После окончания практической работы часто проводится итоговая беседа, основная цель которой - привлечение самих учащихся к обсуждению работ, обучению их критическому отношению к результатам своего труда. Большое образовательно-воспитательное значение имеют беседы, проводимые после экскурсии на производство.

Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных предметов и их образов. Демонстрационные методы активизируют сенсорные и мыслительные процессы ребенка, облегчая ему усвоение учебного материала. Как отмечалось имеющиеся в распоряжении учителя демонстрационные пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные. К натуральным пособиям относят материалы, инструменты, образцы готовых изделий и т.п.; к изобразительным - макеты, модели таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные пособия.

Примерный перечень использования демонстрационных пособий

Виды работ по программе

Пособия

1. Знакомство детей с материа-

Демонстрационные коллек-

лами: бумагой, картоном,

ции. Раздаточные наборы

тканью, разными материала-

образцов материалов

лами, семенами

 

2. Сообщение детям сведений

Технологические коллек-

о производстве промышлен-

ции. Диафильмы. Кино-

ных материалов, добыче и

фильмы. Картины

применении природных мате-

риалов

 

3. Изучение в процессе опытов

Таблицы - коллекции

свойств материалов

 

4. Изучение приемов обработки

Инструменты и приспо-

материалов: знакомство с инст-

бления. Технологичес-

рументами, приспособлениями,

ие таблицы. Таблицы

приемами работы. Изготовление

по культуре труда.

предусмотренных программой

Образцы полуфабрика-

изделий

тов. Технологические

карты

 

5. Закрепление практических

Образцы изделий. Тех-

умений на уроках труда и во

нологические карты.

Внеурочное время

Самодельные пособия

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9