Результаты обучающего эксперимента

С целью определить эффективность разработанных нами методических рекомендаций с применением музыки и живописи на уроках чтения пейзажной лирики мы, после прохождения темы «Зима», предложили учащимся экспериментальных классов средней школы “Geros vilties” города Висагинаса написать сочинение о зиме. Заглавие сочинения – «Волшебница зима». Сочинение писало 35 учеников 3 «А» и 3 «В» классов. Анализ сочинений проводился по вышеназванным критериям (см. с. 20). Приведем примеры некоторых сочинений.

Первый пример

«Наступила зима. Волшебная пора года. Покрыла зимушка землю белым пушистым одеялом, чтоб не замерзла. Каждое дерево и кустик укутала белой шубкой. По полям рассыпала бриллианты, и блестят они под зимним солнцем, радуя глаз. Реки и озера сковала толстым льдом. Детям радость кататься на коньках, в лесу кататься на лыжах. Вот зайчик, надев белую шубку, скачет по полю. Дятел стучит по дереву. Медведь спит всю зиму в своей берлоге.

Зима приносит с собой веселые праздники: Рождество и Новый год. В каждом доме наряжена елочка и горит разноцветными огнями. Новый год приносит веселье и много подарков. Прекрасная пора зима!»

Второй пример

«Наступила зима. Все вокруг стало сказочным. Природа как будто уснула. Поля покрылись белыми пуховыми одеялами, елки и сосны оделись в снежные шубы и шапки, а тоненькие березки накинули на свои ветви серебряную шаль. Как тихо в лесу. Не слышно ни звука. На снегу видны лишь следы зверей.

Город тоже стал сказочным. Веселый мороз заморозил все вокруг, разукрасил окна домов красивыми узорами. Все дети катаются с горок на санках, лыжах, коньках.

Волшебница зима принесла с собой радость и веселье от новогодних и рождественских праздников».

Третий пример

«Вчера Волшебница-Зима была в своих правах. И красота ее неописуемо прелестна. Она как будто взмахнула рукавом своей белоснежной шубы – и закружились в воздухе робкие, трогательно красивые, такие чистые, такие смелые снежинки. Они падали и ложились ковром на поля. Снежинки ложились на крыши домов. Покрыли озябшую землю белой скатертью. Потом зима подошла к домам. И нарисовала чудные узоры на окнах. Выглянуло солнце, и узоры засверкали, переливаясь разным блеском цветов. Все словно сказка!»

Результаты анализа школьных сочинений по теме «Волшебница зима» мы занесли в таблицу 3.

Таблица 3

Результаты анализа сочинений по теме «Волшебница зима»

Критерии

оценки  

1

2

3

а

б

в

а

б

а

б

%

37,2

57,1

5,7

71,4

28,6

77,1

22,9

1. Содержание всех сочинений соответствует теме. 37,2% учащихся тему раскрыли точно, подробно, 57,1% ребят – с некоторыми неточностями. Только 2 ученика не справились с заданием.

2. В своих работах 71,4% учеников широко применяли полученные раннее знания, умения, навыки по использованию образных слов и выражений в тексте. Например, в сочинениях часто встречаются сравнения, олицетворения, образные выражения, такие как: « снег в белые платья одевал деревья», «Волшебница зима разрисовывает окна .», «На крышах домов висели сосульки и плакали», «веселый мороз», «Поля как будто белые страницы большой книги», «Покрыла зимушка землю белым пушистым одеялом, чтобы не замерзла», «У зимы много друзей, которые ей помогают справиться с работой» и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4